Posted 25 июня 2020,, 12:01

Published 25 июня 2020,, 12:01

Ученые: пандемия ковида способна спровоцировать пандемию диабета

25 июня 2020, 12:01
Эксперты считают, что одним из самых неприятных и частых осложнений COVID-19 может быть диабет 1-го типа

«Новые Известия» уже сообщали о тесной связи коронавирус и диабета, который и так признан самой распространенной болезнью в мире. И вот стали известны новые данные, подтверждающие эту связь. Самый авторитетный в мире научный журнал Nature пишет о более чем реальной опасности, грозящей коронавирусным пациентам, – стать после выздоровления диабетиком.

В середине апреля 18-летний студент из немецкого города Киль Финн Гнадт выяснил, что, сам того не зная, переболел SARS-CoV-2. Случилось это после того как его родители почувствовали себя плохо после речного круиза по Австрии, и всю семью проверили на наличие антител. Молодой человек думал, что для него болезнь прошла бесследно, пока не понял, что постоянно хочет пить и ощущает непроходящую усталость. В начале мая у него обнаружили диабет 1-го типа. Врачи предположили, что заболевание может быть связано с перенесенной коронавирусной инфекцией.

У большинства людей с сахарным диабетом 1-го типа болезнь возникает из-за того, что иммунные клетки организма разрушают β-клетки поджелудочной железы, отвечающие за выработку гормона инсулина. Однако в случае Гнадта, как полагают доктора, β-клетки были уничтожены вирусом: в крови молодого человека не оказалось иммунных клеток, которые обычно повреждают островки поджелудочной железы с β-клетками.

Известно, что диабет является ключевым фактором риска развития тяжелой формы COVID-191, и люди с этим заболеванием чаще умирают. Теперь все больше исследователей склонны считать, что и коронавирус может провоцировать возникновение диабета.

Эта догадка основана на нескольких задокументированных случаях, подобных вышеупомянутому, когда у людей после заражения SARS-CoV-2 спонтанно развился диабет, а также на свидетельствах десятков других людей с COVID-19, которые прибыли в больницу с чрезвычайно высоким уровнем сахара в крови и кетонов. Кетоны производятся из жировых отложений в печени, и когда организм не вырабатывает достаточно инсулина для расщепления сахара, он использует их в качестве альтернативного источника топлива. Есть и другие подтверждения в пользу этой гипотезы.

Например, тот факт, что многие органы, участвующие в контроле уровня сахара в крови, богаты белком под названием ACE2, который SARS-CoV-2 использует для заражения клеток. А также результаты недавнего исследования выращенных в лаборатории поджелудочных желез, показавшее, что коронавирус может вызвать диабет, повреждая клетки, контролирующие уровень сахара в крови.

Пока не все исследователи разделяют эту гипотезу. Ясность должна внести глобальная база данных для сбора информации о пациентах с COVID-19 и высоким уровнем сахара в крови, которые не имели в анамнезе диабета, – ее недавно создала группа ученых из разных стран.

Как говорят доктора, диабет сам по себе является пандемией, как и пандемия COVID-19, и есть опасность, что теперь эти две пандемии могут столкнуться.