Posted 25 марта 2021,, 11:05

Published 25 марта 2021,, 11:05

Биологи: у человека есть гены морских чудовищ, вымерших помиллиарда лет назад

25 марта 2021, 11:05
Фото: Mark Garlick/Science Photo Library/Getty
Самые ранние и самые примитивные животные Земли имели гены, которые отвечают за симметрию тела, органы чувств и иммунную систему. Сегодня эти гены присутствуют у человека.

Полмиллиарда лет тому назад первобытные моря бороздили безголовые морские существа, по виду больше напоминающие листья деревьев, перья или мотки веревок. Сложно представить, что они могут состоять с нами в родстве. Однако, согласно новому исследованию, некоторые из самых важных человеческих генов могут быть реликтами генов тех давно исчезнувших созданий. Об этом пишет LiveScience.

Организмы, населявшие Землю в эдиакарском периоде (635-542 миллионов лет назад), выглядели по нашим меркам совершенно потусторонне – плоские ветвящиеся существа, рыскающие в поисках питания по морскому дну. Некоторые из них настолько напоминали листья, что ученые десятилетиями спорили, можно ли отнести их к животным.

Большинство представителей эдиакарской биоты были чуть более продвинутыми организмами, чем губки: у них были нервы и кишечник, – но в ту эпоху представляли собой огромный эволюционный скачок. Они были первыми многоклеточными организмами, а значит далекими предками всех современных животных.

В новом исследовании геологи и биологи из Калифорнийского университета и Национального музея естественной истории в Вашингтоне исследовали окаменелости четырех родов эдиакарской биоты, обнаруженные в Австралии. Оказалось, что они не так уж сильно отличаются от современных животных. Несмотря на отсутствие голов и ног, им были присущи такие признаки, как сегментированность тела и симметрия сторон. Это позволяет предположить, что многие из важнейших генов современных животных, называемых регуляторными генами, были и у этих древних существ. Специалистам в области эволюции развития известно, что все, у кого есть передняя и задняя части или левая и правая, имеют одни и те же генетические элементы.

Исследователи также высказали предположение, что многие гены, ответственные за более сложные черты, такие как нервы и мышцы, вероятно, также присутствовали в геномах эдиакарской биоты. Судя по всему, многие из этих животных активно добывали пищу, а не пассивно фильтровали ее из окружающей среды. Это может говорить о том, что у них были гены, ответственные за рудиментарную нервную систему и органы чувств, позволявшие своим носителям обнаруживать и собирать пищу с морского дна.

Кроме того, на некоторых окаменелостях есть шрамы. Это говорит о том, что эдиакарская биота была способна восстанавливать свои поврежденные ткани в процессе запрограммированной клеточной смерти. Эти функции контролируются генами, которые являются неотъемлемой частью иммунной системы животных.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.