Posted 24 ноября 2022,, 13:06

Published 24 ноября 2022,, 13:06

Modified 7 марта, 11:56

Updated 7 марта, 11:56

Минус миллион: журнал PLOS ONE опубликовал исследование смертности от ковида в России

Минус миллион: журнал PLOS ONE опубликовал исследование смертности от ковида в России

24 ноября 2022, 13:06
Фото: Business Insider
Среднестатистический россиянин, умерший из-за пандемии в 2020 году, в противном случае прожил бы еще 14 лет, считают авторы публикации, исследователи из Международного института прикладного системного анализа.

Потери от ковида нелегко оценить. Этому могут мешать неполная или неадекватная статистика, трудности в определении причины смерти, проблемы с отслеживанием отдаленных последствий. Все это особенно актуально для России, где смертность была очень высокой, однако ее оценки сильно разнятся в зависимости от того, получены ли они внутри страны или за границей. Исследователи из Международного института прикладного системного анализа (IIASA) провели самый подробный на сегодняшний день анализ смертности от пандемии в России. Результаты опубликованы в журнале PLOS ONE, сообщает MedicalXpress.

Ученые использовали концепцию избыточной смертности, при которой высчитывается разница между фактическим числом смертей и тем, каким бы оно было в отсутствии пандемии. В отличие от других методов подсчета, избыточная смертность включает случаи смерти, которые могли быть вызваны карантином, ограничением передвижения, отложенными операциями и т.д., что дает гораздо более полную картину.

Воспользовавшись данными Росстата, ученые рассчитали избыточную смертность для России и ее регионов на 2020 и 2021 годы, а на 2020 год также оценила смертность по возрасту, полу и месту жительства (в сельской местности или городах). Оказалось, что за два года пандемия унесла жизни более миллиона россиян.

«Ряд исследователей в России и за ее пределами получили более или менее схожие оценки, – комментирует результаты ведущий автор исследования Сергей Щербов. – Однако благодаря передовой методологии прогнозирования численности населения и программному обеспечению, которые мы разработали в IIASA, мы смогли составить демографические прогнозы для всех регионов, разделив городское и сельское население, а также гендерные и возрастные группы. Это позволило нам произвести очень подробную оценку избыточной смертности от COVID-19 в России и ее регионах».

Исследование показало, что смертность в разных регионах страны была очень разной. «Регионы Северного Кавказа, в которых отмечается высокая избыточная смертность, известны своей традицией проживания пожилых людей в больших семьях вместе с детьми и внуками, – говорит соавтор исследования Далхат Эдиев. – Эта традиция, возможно, способствовала более высоким потерям». В 2021 году избыточная смертность в разных регионах колебалась от 27% до 52%, при этом в городских районах ситуация была хуже. Способствовать этому могли плотность населения, а также социокультурные, экономические и, возможно, географические различия.

Ученые ввели в исследование новый показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни умерших (Mean Remaining Life Expectancy of the Deceased). Он показывает, сколько лет могли прожить те, чья смерть была отнесена к избыточным смертям. Оказалось, что среднестатистический россиянин, умерший из-за пандемии в 2020 году, в противном случае прожил бы еще 14 лет. «Это открытие опровергает широко распространенное мнение о том, что избыточная смертность в период пандемии в основном наблюдалась среди тех, кому оставалось жить всего несколько лет, особенно среди женщин, – отмечает Щербов.