Posted 24 июля 2020,, 09:45

Published 24 июля 2020,, 09:45

Ученые: смертоносным может стать любой вирус, так уже было с оспой

24 июля 2020, 09:45
Расшифровка ДНК викингов показала, что оспа когда-то не была такой летальной.
Сюжет
Болезни

Генетики из Кембриджа изучили ДНК древних вирусов оспы, сохранившихся в костях и зубах людей, живших в Северной Европе в эпоху викингов. Полученные штаммы оказались гораздо менее смертоносными, чем те, которые убивали в XX веке, сообщает New Scientist.

Известно, что вирус оспы, вызывавший смертельно опасную болезнь, поражал людей на протяжении тысячелетий. Следы характерной кожной сыпи обнаружены, например, на мумии Рамзеса V. Исследователям из Кембриджского университета, опубликовавшие работу в журнале Science, удалось секвенировать ДНК древнего вируса оспы и выяснить, что он заметно отличался от современного варианта.

Команда изучала вирусные последовательности в ранее секвенированной ДНК людей, которые умерли между 600 и 1050 годами нашей эры, то есть в эпоху викингов. Их останки были обнаружены в Оксфорде, в Скандинавии, а также на территории, расположенной на западе нынешней России. Ученым удалось восстановить несколько полных вирусных геномов, и получившиеся результаты их удивили.

Предок вируса натуральной оспы, как предполагается, имел около 200 генов, близких вирусам оспы, все еще циркулирующим среди животных. Современный штамм, который убивал одного из трех человек и который удалось искоренить вакцинацией в прошлом веке, потерял около 30 из этих генов. При этом у штамма, обнаруженного в ДНК викингов, отсутствовала лишь половина из этих генов. Оспа викингов происходила от того же предка-вируса, что и современная оспа, но была не предшественницей, а боковой ветвью.

Штаммы с полным набором из 200 генов обычно вызывают только легкие заболевания, считают ученые. Поэтому оспа эпохи викингов была, вероятно, менее смертоносной, чем оспа XX века, и если даже могла убивать, то не в таких масштабах.

Это противоречит общепринятому мнению о том, что вирусы обладают наибольшим смертоносным потенциалом, когда впервые попадают к людям, а затем эволюционируют в сторону меньшей летальности, поскольку вирусы, вызывающие тяжелую болезнь, труднее распространяются.

Почему вирус оспы мог быть менее вирулентным в прошлом? Вероятно, он не раз переходил от животных к людям, отсюда разнообразие штаммов. Но это означает, что подобное может произойти снова и с любым вирусом. Сейчас похожая ситуация с вирусом оспы обезьян – им заражается все больше людей, возможно потому, что после искоренения оспы в мире всеобщая иммунизация была отменена.