Рус
Eng

ХОБЛ можно лечить двумя известными препаратами, предполагают медики

24 марта, 17:03НаукаФото: Birbeck Medical Group
Илопрост и мизопростол оказались эффективными для восстановления легких мышей, которые были повреждены сигаретным дымом.

В журнале Science Advances опубликованы результаты исследования, авторы которого провели удачный эксперимент с восстановлением регенеративной способности клеток легких, используя два имеющихся на фармацевтическом рынке препарата. В экспериментах изучались легкие мышей, однако ученые считают, что клинические испытания могут показать эффект и на людях, страдающих хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ). Об этом сообщает NewScientist.

ХОБЛ – третья по распространенности причина смерти в мире, впереди лишь болезни сердца и инсульт. Ее причинами могут быть курение, загрязненный воздух, генетические особенности. В ответ на раздражение патогенными частицами и газами ткани легких воспаляются, и прохождение воздушного потока становится ограниченным, что вызывает одышку, кашель, мокроту. Проблема в том, что способа остановить прогрессирование ХОБЛ пока не существует, есть лишь симптоматическое лечение вроде противовоспалительных и ингаляционных бронходилататоров.

При ХОБЛ повреждаются эпителиальные клетки-предшественники, благодаря которым регенерируется слизистая оболочка легких, и легкие теряют способность к самовосстановлению. Медики разрабатывают сложные инвазивные клеточные методы лечения вроде имплантации стволовых клеток, которые могут регенерировать эпителий. Однако сотрудники Гронингенского университета, возможно, нашли более простой и бюджетный вариант терапии. Они проанализировали информацию о легочной ткани людей с ХОБЛ и мышей, подвергшихся воздействию сигаретного дыма, и выяснили, какие гены активны в пораженных тканях. В результате были идентифицированы два белка в эпителиальных клетках-предшественниках, которые способствовали развитию заболевания. Среди фармацевтических препаратов существует два лекарства, которые нацелены на эти белки, правда при лечении других болезней. Это илопрост – препарат, который используется для лечения легочной артериальной гипертензии и других заболеваний, при которых кровеносные сосуды сужены и кровь не может поступать к тканям, и мизопростол, который применяют для лечения язвы желудка и стимуляции родов.

Ученые протестировали эти препараты на клетках легких мышей. Четыре месяца грызунов подвергали воздействию сигаретного дыма, а затем извлекли клетки их легких, поместили в гель и две недели подвергали воздействию илопроста и мизопростола в лабораторных условиях. В итоге клетки образовали мини-структуры легких – органоиды. Оказалось, что оба препарата полностью восстанавливают регенеративную способность клеток-предшественников, которая уменьшалась из-за воздействия сигаретного дыма. В ходе дальнейшего изучения исследователи обнаружила, что эффект лекарств может объясняться тем, что они восстанавливают циркадные ритмы в клетках легких, которые нарушаются в результате воздействия дыма.

Теперь необходимо выяснить, запускают ли эти лекарства регенеративный процесс в организме людей, страдающих ХОБЛ. Дело в том, что в экспериментах использовались мыши, которым в переводе на человеческий возраст было 20 лет, а типичным пациентам с ХОБЛ около 50, и к этому возрасту регенеративная способность замедляется. Есть вероятность, что терапевтического потенциала препаратов окажется недостаточно.­­­