Posted 24 марта 2021,, 09:09

Published 24 марта 2021,, 09:09

Ученые обнаружили, что после смерти в мозге человека оживают "зомби-гены"

24 марта 2021, 09:09
Фото: Mission Network
В течение нескольких часов после смерти некоторые клетки человеческого мозга все еще функционируют. А часть из них даже активизируются и вырастают до гигантских размеров.

Принято считать, что, когда сердце останавливается, процессы в мозге также замирают. Однако, как выяснили неврологи из Университета Иллинойса (Чикаго), это не так, сообщает MedicalXpress. К этому выводу ученые пришли после эксперимента, в ходе которого имитировали процессы, происходящие после смерти человека, и в течение суток изучали экспрессию всех человеческих генов из тканей мозга.

При Университете Иллинойса существует банк тканей человеческого мозга. Материал для него берется у пациентов с неврологическими расстройствами, которые согласились отдать свои ткани после смерти или после операций. Часть мозговой ткани, например, удаляется во время операций по лечению эпилепсии, чтобы помочь устранить припадки.

В результате исследований ученые обнаружили, что около 80% анализируемых генов оставались относительно стабильными в течение 24 часов – их экспрессия не сильно изменилась. Это гены, которые обеспечивают основные клеточные функции. Другая группа генов, которая присутствует в нейронах и тесно связана с такими функциями мозга, как память и мышление, в течение нескольких часов после смерти деградирует. Но была и третья группа генов – «зомби»-гены, которые даже усиливали свою активность, достигавшую пика примерно через 12 часов.

Эти «зомби»-гены были присущи одному типу клеток – глиальным клеткам, связанным с воспалительными процессами. Глиальные клетки, например, включаются в работу после травм мозга вроде инсульта или кислородного голодания. Исследователи наблюдали, как во время имитирующего посмертные процессы эксперимента эти «зомби»-клетки прорастали длинными, напоминающими пальцы отростками.

Важность этого открытия в том, что исследователи, использующие посмертные ткани человеческого мозга для поиска лекарств от таких расстройств, как аутизм, шизофрения и болезнь Альцгеймера, прежде не учитывали посмертную экспрессию генов или клеточную активность. А как теперь стало ясно, делать это необходимо.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.