Posted 24 марта 2021,, 16:23

Published 24 марта 2021,, 16:23

Modified 7 марта, 14:05

Updated 7 марта, 14:05

ЭВМ из древнего Египта: российский математик разгадал тайну Стоунхенджа

ЭВМ из древнего Египта: российский математик разгадал тайну Стоунхенджа

24 марта 2021, 16:23
Некоторые ученые считают, что на огромной каменной дискете, которую оставили на Солсберийской равнине четыре тысячи лет назад, зашифрованы имена древнеегипетских богов и математические формулы.
Сюжет
Былое

Андрей Злобин, математик, кандидат технических наук

Величественный и загадочный Стоунхендж — «восьмое чудо света», древнее каменное сооружение на юге Англии. Комплекс диаметром более ста метров состоит из круглого мелового вала, рвов, насыпей, глубоких лунок и установленных в центре камней — мегалитов. Самые крупные камни, высотой с трехэтажный дом, поражают воображение. Установленные вертикально, они накрыты сверху массивными каменными перекладинами и весят по пятьдесят тонн…

Разгадать каменную головоломку пытались многие ученые, но наибольшего успеха добился математик и астроном Джеральд Хокинс. Используя компьютер, он доказал, что ряд направлений в Стоунхендже связаны с восходами и заходами Солнца и Луны в дни солнцестояний. Назвав Стоунхендж «вычислительной машиной каменного века», ученый не ошибся. Взглянув на сооружение с высоты птичьего полета, трудно отделаться от мысли, что у вас перед глазами огромная «компьютерная дискета». Потратив на изучение Стоунхенджа более тридцати лет, мне удалось эту дискету прочитать и расшифровать. Выводы Дж.Хокинса подсказывали, что сооружение скорее всего связано с древней солнечной религией. Действительно, ключ к шифру Стоунхенджа я нашел в трудах основателя египтологии Жана Франсуа Шампольона.

В начале восемнадцатого века Ж.Ф. Шампольон исходил из того, что имена царей Птолемея и Клеопатры, записанные древнеегипетскими иероглифами на Розеттском камне, обведены особой контурной линией — картушем. Следуя той же логике, я предположил, что имя главного солнечного бога египтян тоже должно содержать картуш, поскольку египетский царь (фараон) приравнивался к богу. Предположение подтвердилось. Как оказалось, египетский иероглиф «солнце» действительно представлял собой точку, обведенную окружностью. А иероглиф, обозначавший имя бога Ра, дополнительно содержал небольшую черточку рядом с символом солнца. Стало очевидно, что очертания Стоунхенджа в плане — это не что иное, как гигантский египетский иероглиф бога солнца Ра.

Имея перед глазами примеры древнеегипетской письменности, я обнаружил на плане Стоунхенджа еще несколько иероглифов. Например, подковообразная фигура в центре сооружения — это тоже иероглиф. Так древние египтяне обозначали число «десять». Нашлась даже подпись того, кто создал эту древнюю цифровую каменную дискету. На самом видном месте при входе в Стоунхендж, откуда наблюдается восход солнца в день летнего солнцестояния, буквально под ногами расположился странный десятиметровый пунктир. Обведя этот пунктир по контуру, я сразу же узнал иероглиф «писать». Это, несомненно, подпись древнеегипетского писца. Спутать эту подпись нельзя ни с чем, поскольку иероглиф «писать» представляет собой изображение древнеегипетского прибора для письма.

Вот как описывает этот прибор крупнейший советский египтолог академик М.А.Коростовцев: «Инструмент, которым египтяне писали на папирусе и коже, нам хорошо известен, так как от разных времен дошли до нас письменные приборы египетских писцов. Они состояли из дощечки, в углублениях которой держали в сухом виде красные и черные чернила, миниатюрной каменной ступы с пестиком для растирания чернил, кисточки, футляра для ее хранения и маленького сосуда для воды, в котором смачивали кисточку. Дощечка, футляр и сосуд были соединены шнурком».

Наличие в Стоунхендже иероглифов и подписи египетского писца однозначно указывало на то, что это каменное послание, и оно содержит некоторый текст, информацию.

Для дальнейшей расшифровки мне пришлось составить словарь иероглифов Стоунхенджа и глубже познакомиться с древнеегипетской мифологией и религией. Чем больше я узнавал о Древнем Египте, тем больше понимал, что Стоунхендж является храмом бога солнца и содержит самые сокровенные тайны древнеегипетских жрецов. Мифология египтян встречается в Стоунхендже буквально на каждом шагу, начиная от символики рождения солнца и заканчивая именами египетских богов.

Настоящим потрясением стало осознание того, что древние египтяне блестяще знали математику и сочетали текстовые записи с цифровыми. Эта удивительная система письма полностью исключала вероятность того, что написанное прочитает малообразованный человек. Даже сегодня, в век математики и кибернетики, немногие из людей с высшим образованием смогли бы разгадать тайну священной египетской письменности. Она хорошо соответствует законам написания, установленным Ж.Ф.Шампольоном и, вместе с тем, математически сложнее. Мне, кандидату наук с тройным высшим образованием, включая математическое и техническое, понадобилось для расшифровки тридцать лет.

Предвосхищая возможную критику, сразу поясню. Создатели Стоунхенджа были не настолько наивны, чтобы не продублировать свое послание разными способами. Случайные совпадения, таким образом, исключены. В этом тоже видна традиция писцов Древнего Египта, для которой были характерны своего рода ребусы, написание и прочтение которых различалось в зависимости от контекста. В Стоунхендже такие ребусы тоже есть, и они включают в себя иероглифическую, мифологическую, математическую и астрономическую символику. Поэтому, например, если мы читаем в Стоунхендже имя солнечного бога Ра, то другим методом здесь же записано второе имя солнечного божества — Атум. Египтологам хорошо известно мифологическое родство этих двух имен.

Так что же содержится на огромной каменной дискете, которую оставили на Солсберийской равнине четыре тысячи лет назад? Мне удалось прочитать фразу «Вечно живой Атум», имена древнеегипетских богов, а также математические формулы, одна из которых до сих пор не была известна ни одному современному человеку.

Это неизвестное и очень красивое математическое выражение легко сформулировать словами: «диаметр окружности единичной длины равен отношению золотой пропорции к ее экспоненте».

Скептикам порекомендую труды известных египтологов. Они подтверждают, что в Древнем Египте математические знания достигли поразительных высот. Древние египтяне не только владели десятичной системой счисления и имели специальные символы для записи числовых значений. Они применяли сложение, вычитание, деление, умножение, имели представление о дробях, арифметической и геометрической прогрессии, умели возводить в степень, извлекать корень, решать алгебраические задачи и находить неизвестные путем решения уравнений.

Египетское происхождение Стоунхенджа позволяет убедительно объяснить еще два доисторических сооружения, находящихся поблизости. Это непосредственно примыкающая к Стоунхенджу так называемая Аллея и расположенный чуть севернее Курсус. Вместе они настолько хорошо соответствуют древнеегипетским мифам, что их родиной уверенно можно считать государство фараонов. Посмотрим на изогнутую форму Аллеи. Если нарисовать рядом изображение египетской богини неба Нут, нельзя не заметить явного сходства. Ступни богини Нут расположены возле входа в Стоунхендж. Руки богини направлены к берегу реки Эйвон. Средняя часть Аллеи символизирует тело богини. Линия от Стоунхенджа вдоль ног богини направлена к животу, где в день летного солнцестояния восходит (рождается) солнце. Голова и руки богини направлены к тому месту берега реки Эйвон, где в направлении Стоунхенджа виден заход солнца в день летнего солнцестояния. Таким образом, мы имеем полную аналогию с мифом о богине неба Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его.

Не менее убедительно можно объяснить Курсус — похожее на Аллею, но прямолинейное сооружение рядом с могильниками, напоминающее дорогу. Курсус наверняка символизирует границу между небом и подземным миром. Древние египтяне назвали этот подземный мир — Дуат. Принимая во внимание египетскую мифологию, западная точка Курсуса указывает из Стоунхенджа направление входа солнца в Дуат, а восточная точка — направление выхода светила из «подземелья». Таким образом, символика Аллеи и Курсуса одна и та же. Она означает путь бога солнца Ра. В случае Аллеи — мифическая ладья Ра проплывает по дневному небу. В случае Курсуса — ладья с богом плывет в ночном подземном мире. Мифология путешествия бога Ра в дневной и ночной ладье хорошо описана в книге советского египтолога М.Э.Матье.

То, что идея строительства Стоунхенджа принадлежала египтянам, уже не вызывает никаких сомнений. Желательно еще понять, каким образом было построено это уникальное сооружение? Как древние строители передвигали гигантские многотонные камни и устанавливали их друг на друга с огромной точностью? Как четыре тысячи лет назад поднимались на высоту трехэтажного дома тяжеленные каменные перекладины? Ответы на эти вопросы тоже следует искать на берегах Нила.

Будучи одновременно математиком и инженером, я нашел решение, представив, что Стоунхендж придется строить мне самому. Сразу стало понятно, что без гидравлических устройств для подъема тяжестей не обойтись. Так же рассуждали и строители Стоунхенджа, соорудив огромные гидравлические «домкраты».

Это были три рукотворных концентрических бассейна, разделенных толстыми насыпными стенами-валами и шлюзами. Располагая камни на бревенчатых плотах, и последовательно повышая уровень воды в бассейнах, строители гидравлическим методом поднимали камни на необходимую высоту.

Эта же гидравлическая технология позволяла с высокой точностью подводить плоты с камнями к местам установки мегалитов. Для установки камня на место достаточно было просто понизить уровень воды в бассейне. Источником воды наверняка служила находившаяся неподалеку река Эйвон. Перемычки между бассейнами впоследствии удалили.

Многие исследователи ломали голову над тем, для чего строители Стоунхенджа сделали три ряда глубоких лунок, расположенных по окружностям. Эти лунки как раз и подтверждают устройство трех концентрических бассейнов. В каждой лунке устанавливалось египетское водоподъемное устройство типа колодезного журавля, которое называлось «шадуф». Люди, работавшие с шадуфами, обеспечивали регулирование уровня воды, вычерпывая воду из одного бассейна и переливая ее в другой. Теперь можно совершенно точно сказать, почему самая верхняя каменная перекладина в Стоунхендже располагалась на высоте около семи метров. Дело в том, что «стандартный» египетский шадуф поднимал воду на два метра. Именно поэтому меловой вал вокруг Стоунхенджа имел двухметровую высоту. Это была стенка самого мелкого бассейна двухметровой глубины. Второй ряд шадуфов обеспечивал подъем воды во втором бассейне уже на высоту четырех метров. Наконец, третий ряд водоподъемников позволял поднимать плоты с камнями на высоту шести метров. Прибавляя еще примерно метр толщины самой перекладины, получаем окончательно высоту в семь метров (2+2+2+1). За тысячелетия хозяйствования на берегах Нила египтяне накопили огромный опыт работы с водой и системами ирригации. Это опыт и был использован при строительстве Стоунхенджа.

Наши современники слишком плохо осведомлены о научных и технологических достижениях древнего человека. Нынешние историки, археологи до сих пор считают, что древний человек был необразованным дикарем. Такие представления категорически не соответствуют фактам. Я утверждаю, что Стоунхендж мог построить только человек с высшим образованием. И если подробнее познакомиться с работами авторитетных египтологов, то можно узнать о так называемых «домах жизни» — учебных учреждениях, которые в Древнем Египте примерно соответствовали уровню высшей школы. «Будь писцом и, посещая дом жизни, стань мудрецом, подобным сундуку с книгами» — эти слова принадлежат Аменнахту из дома жизни. Деятельность домов жизни была весьма разносторонней, можно даже сказать универсальной для того времени. По сути, это были древние университеты, которые давали египетским писцам высшее образование. К сожалению, многие гуманитарии сегодня знают меньше, чем выпускники домов жизни, поэтому их представления о ранних цивилизациях откровенно примитивны. Будет очень смешно, если в будущем археологи найдут обломок логарифмической линейки и объявят ее дощечкой для подсчета количества убитых на охоте животных. Увы, нужен определенный уровень образования, чтобы понимать — благодаря такой «дощечке» человек полетел в космос, и была создана атомная бомба.

Стоит глубоко задуматься о судьбах человечества. Оно должно найти в себе силы признать, что история Древнего мира, история науки требуют кардинального пересмотра. Совершенно очевидно, что уже в глубокой древности, тысячи лет назад, существовала система высшего образования. Именно благодаря высокообразованным выпускникам древних университетов строились такие огромные и сложные сооружения как египетские пирамиды и Стоунхендж. Благодаря древней высшей школе осуществлялись наблюдения за солнцем, луной, планетами и звездами, рассчитывались положения светил на небосводе, и даже (!) решались дифференциальные уравнения. Теоретическую, математическую подготовку современных историков и археологов нужно поднимать на качественно новый уровень. Только в этом случае историческая наука сможет адекватно оценивать интеллектуальный уровень древнего человека и красоту его мысли. Пока же учебники истории Древнего мира, образно говоря, учат «забивать гвозди микроскопом».

Возвращаясь к Стоунхенджу, можно сделать вывод: тысячелетия назад влияние Древнего Египта распространялось гораздо дальше, чем это было принято считать до сих пор. Будучи одновременно египетским храмом и древним университетом, Стоунхендж наверняка способствовал росту интеллектуального потенциала коренных обитателей Англии. Вызывает огромное уважение бережность, с которой англичане относятся к древним камням Стоунхенджа. Безусловно, это «восьмое чудо света» еще многое расскажет о жизни британцев в древности и одновременно придаст новый импульс развитию египтологии. Стоунхендж впервые продемонстрировал, что у египтян существовал особый язык, которым записывались священные тайные знания. Сегодня мы начинаем понимать этот язык и величию древних мудрецов можно только позавидовать.

"