Posted 23 ноября 2017,, 12:09

Published 23 ноября 2017,, 12:09

Мыши показали людям, почему отказ от курения провоцирует обжорство

23 ноября 2017, 12:09
Ученые выяснили, как никотин обманывает наш мозг ложными сигналами о сытости.

«Лайфхакер» совместно с N+1 рассказали о связи между нейронами головного мозга, курением и аппетитом.

Не новость, что те, кто бросает курить, начинают больше есть, а когда куришь, есть хочется меньше. Где находится главный мозговой центр регуляции аппетита, было обнаружено ещё в середине XX века в серии достаточно жёстких опытов. Хирургическим путём у крыс повреждали разные зоны мозга и смотрели, пропадёт ли аппетит.

Повреждение латеральной области гипоталамуса (LHA) приводило к тому, что крысы погибали от голода, несмотря на то, что пищи было достаточно. Также было известно, что пациенты с опухолями в гипоталамусе постоянно хотели есть, что вело к их значительному ожирению.

После этих основополагающих экспериментов исследования механизмов регуляции аппетита головным мозгом крутились (и крутятся) вокруг гипоталамуса (на уровне инстинктов), а также вокруг коры головного мозга (ситуация, когда «мысли о еде не покидают»).

Тем не менее нейроны гипоталамуса, отвечающие за регуляцию голода, имеют синаптические связи и с низлежащими зонами мозга (то есть получают сигналы оттуда). Одна из этих зон — диагональная полоска Брока в переднем отделе головного мозга.

Исследователи проследили, что нейроны диагональной полоски Брока активировались в ответ на приём пищи. Чтобы показать, что эти нейроны действительно нужны для регуляции приёма пищи, их с помощью генетических манипуляций повредили. В итоге через две недели у подопытных мышей началась булимия, и, как результат, они получили ожирение.

Наоборот, если активировать эти нейроны, то через 48 часов мыши начинали есть на 25 процентов меньше пищи по сравнению с контрольной группой. Таким образом, был найден сигнальный путь в головном мозге, ответственный за подавление аппетита.

При чём тут никотин, мыши же не курили? А при том, что активация нейронов в полоске Брока происходила за счёт нейромедиатора ацетилхолина. А никотин — это известный «конкурент» ацетилхолина. Он может связываться с ацетилхолиновыми рецепторами и активировать их, тем самым подавая ложный сигнал дальше в мозг: «Всё в порядке, я не голоден». Организм привыкает к этому обману, а вот когда никотина в организме становится меньше, то и активируется меньше рецепторов. Мозг интерпретирует это так: «Ох, организм умирает от голода, надо есть, много есть».

Хорошие новости — организм обладает большой способностью к саморегуляции, и через некоторое время зверский аппетит уйдёт за счёт того, что мозг сам научится вырабатывать больше ацетилхолина в нужных местах. Бросай курить — вставай на лыжи!