Posted 22 сентября 2020, 14:04
Published 22 сентября 2020, 14:04
Modified 7 марта, 14:35
Updated 7 марта, 14:35
Ирина Зиганшина
Недавние исследования показали, что страны, в которых широко распространена вакцинация против туберкулеза, переносят пандемию легче. Это не могло не вызвать догадки, что вакцина БЦЖ, которая дает иммунитет против туберкулеза, может обеспечить и защиту от COVID-19.
Клеман де Шезмартен, экономист из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, и его соавтор и по совместительству двоюродный брат Люк де Шезмартен, иммунолог из Университета Париж-Сакле, решили проверить, так ли это, пишет Science Daily.
Как рассказывает Клеман де Шезмартен, в детстве он получил вакцину БЦЖ, однако его младшему брату ее не сделали, поскольку Франция покончила с обязательной вакцинацией БЦЖ в начале 2000-х. На самом деле по этому пути пошли многие развитые страны, поскольку туберкулез становился все более редким. Когда стали появляться исследования о том, что страны, которые имели обязательную вакцинацию БЦЖ, справляются с пандемией лучше, Клеман де Шезмартен вспомнил об этом факте. «Я попытался найти страну, где всеобщая вакцинация прекратилась раньше – чтобы люди, на которых это могло отразиться, были старше и больше рисковали заболеть COVID-19», – объясняет ученый.
Оказалось, что Швеция прекратила эту практику в апреле 1975 года. Ученый обратился в Агентство общественного здравоохранения страны, и оно согласилось поделиться с ним данными.
Благодаря отмене вакцинации шведские власти, по сути, создали условия для рандомизированного контролируемого исследования. Люди, родившиеся в марте и апреле 1975 года, теоретически не отличаются по своей восприимчивости к COVID-19. Однако те, кто родился в марте, получили вакцину БЦЖ, а те, кто родился в апреле, уже нет.
Исследователи сравнили результаты заболеваемости COVID-19 между этими двумя группами и обнаружили, что случаи заболевания на душу населения, госпитализации на душу населения и смертность на душу населения были почти идентичными.
Эти результаты очень любопытны, поскольку корреляция между обязательной вакцинацией БЦЖ и заболеваемостью COVID-19 действительно сильна. «Наше исследование показывает, что эта корреляция, вероятно, связана не с вакцинацией БЦЖ, а скорее с какой-то неизвестной переменной, – говорит Клеман де Шезмартен. – Дело за тем, чтобы определить, что это за неизвестная переменная».
Ученый предполагает, что обязательная вакцинация детей БЦЖ может быть связана с общественным здравоохранением: «страны, в которых много обязательных прививок, просто могут иметь мощное здравоохранение, и потому они проводят более эффективную политику против COVID-19». Однако эти предположения носят предварительный характер, и для их подтверждения потребуются дополнительные исследования. Кроме того, несмотря на то, что не было обнаружено связи между вакцинацией в младенчестве и защитой от COVID-19, есть вероятность, что недавняя вакцинация БЦЖ может принести некоторую пользу.