Posted 22 сентября 2020,, 14:03

Published 22 сентября 2020,, 14:03

1700-летние скелеты в захоронении кочевников в кургане Туннуг

Археологи обнаружили жуткие свидетельства в тувинских курганах

22 сентября 2020, 14:03
1700-летние скелеты в захоронении кочевников в кургане Туннуг
Историки прошлого описывали степных кочевников как кровожадных людей, живших войной и страшными ритуалами, новые находки археологов подтверждают их правоту.

Несмотря на исторически сложившуюся репутацию кочевников, антропологических данных, подтверждающих, что в их общинах насилие было обыденным делом, до последнего времени было крайне мало. Новое исследование, появившееся в American Journal of Physical Anthropology и принадлежащее группе антропологов из Бернского университета и Российской академии наук, проливает свет на эту тему. Работа ученых посвящена жутковатым открытиям, сделанным во время раскопок на тувинском кургане Туннуг.

Республика Тыва в Южной Сибири имеет богатую археологическую летопись, прослеживающую заселение людьми со времен палеолита. Курган Туннуг, раскопанный в 2017 году, – одна из самых ранних царских гробниц, оставшихся в Сибири от скифов. Помимо раннескифского захоронения, на периферии кургана археологи обнаружили множество других могил, принадлежащих представителям других, более поздних культур. А недавние раскопки в Туннуге выявили периферийное кладбище II-IV веков н. э. со скелетными останками 87 человек.

Исследователи провели детальный анализ травм, обнаруженных на останках, и выяснили, что 25% людей умерли насильственной смертью. Антропологи выявили следы колюще-режущих травм, причиненных ножами и стрелами, а кроме того, обнаружили признаки снятия скальпа и перерезания горла.

Как известно, в первые века нашей эры вся территория Южной Сибири переживала период политической нестабильности. Это не могло не влиять на характер жизни и смерти людей. Насилие затронуло в основном мужчин, но, судя по захоронению, были среди его жертв и женщины с детьми. Как полагают ученые, это связано не только с набегами и битвами, но, вероятно, и со специфическими, все еще плохо известными нам ритуалами, связанными с убийствами и сбором военных трофеев.

Благодаря собранным данным сотрудники Института судебной медицины сейчас завершают изучение ДНК костей, обнаруженных в кургане. Это позволит ученым реконструировать рацион питания, занятия и генетическую принадлежность похороненных там людей.