Рус
Eng

Философы научно объяснили, почему людям кажется, что «раньше было лучше»

Философы научно объяснили, почему людям кажется, что «раньше было лучше»
Философы научно объяснили, почему людям кажется, что «раньше было лучше»
22 июля, 09:53НаукаФото: Проза.ру
Философы из Сибирского федерального университета (СФУ, Красноярск) представили научное объяснение явлению, когда людям кажется, что раньше жизнь была лучше.

Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на данные пресс-служба вуза, понятие «историческое прошлое» объединяет три объекта.

«Первый — это история, то есть само прошлое, объективное и нейтральное. Это процессы, сделавшие нас теми, кто мы есть», — говорится в сообщении.

Для этого объекта характерно то, что стремятся познать профессиональные историки. Осознание этого прошлого требует научного подхода, поскольку люди не могут в буквальном смысле слова вернуться в ту реальность и своими глазами узреть, что происходило, например, тысячу лет назад.

Второй объект, по словам доцента кафедры философии СФУ Григория Илларионова, это традиция — то, что пришло к потомкам из прошлого передано в виде каких-то знаний.

Третий объект представляет собой так называемую «культурную память» — совокупность доступных людям воспоминаний о прошлом. Эта память не тождественна самому прошлому. Конфликты вокруг прошлого обычно вызваны смешением трех объектов, или выдачей одного за другое. Такое смешение может проходить как намеренно, так и неосознанно.

Особенность человеческого восприятия такова, что люди нередко принимают «культурную память» за реальную историю. И в их памяти сохранившиеся воспоминания о событиях вытесняют то, что было на самом деле. Это приводит к определенным искажениям и созданию мифологических образов, эпоса о великих победах и других событиях.

Сохранившиеся мифы проникают в сознание и начинают восприниматься им как реальная история, провоцируя конфликты и противоречия между людьми с различным мировоззрением, мировосприятием и жизненным опытом.

«Как только люди научились создавать тексты — зафиксировали передававшиеся ранее из уст в уста мифы, легенды, создали героические эпосы, отношения с прошлым стали опосредованными. Носителем прошлого оказался уже не сам рассказчик, а произведения, тексты», — отмечает исследователь.

Он полагает, что следствием этого стало изменение естественного восприятия прошлого.

«Связь с прошлым осуществляется теперь через посредника — текст, изображение, набор символов и кодов. Прошлое воспринимается как внешнее, не являющееся частью нас самих», — полагает Илларионов.

В исследовании этой теории принимали участие научные работники из СФУ, Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В.Ф. Войно–Ясенецкого, Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева и Красноярского государственного аграрного университета.

Ранее сообщалось, что способности человека к осознанию и восприятию окружающей действительности существенно зависят от методов воспитания в детстве и внешней среды. Так, ученые выявили причинно-следственную связь между когнитивными способностями человека и прогулками на свежем воздухе в лесу. Как гласят результаты исследования ученых из Университетского колледжа Лондона, жизнь возле большого количества зеленых насаждений и регулярные прогулки по лесу благоприятно сказываются на когнитивных способностях детей.

Итоги исследования, опубликованные в издании Nature Sustainability, показали, что дети, которые регулярно посещают лес или находится вблизи природы, обладают на 16% более высокими показателями когнитивного развития и меньшими рисками развития эмоциональных и поведенческих проблем во взрослой жизни, в отличие от детей, которые большую часть времени проводят в городских условиях.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter