Posted 21 июля 2021,, 11:17

Published 21 июля 2021,, 11:17

Галактика с тремя рукавами: появились первые снимки реанимированного "Хаббла"

21 июля 2021, 11:17
Фото: NASA
Сотрудникам NASA на минувшей неделе удалось починить и вернуть к полноценной работе бездействовавший космический телескоп "Хаббл". На его первых после реанимации снимках запечатлены несколько разных галактик, в том числе редкая спиральная галактика с тремя рукавами.

Первый космический объект, снятый телескопом, – ARP-MADORE2115-273, сообщает Daily Mail. Это две переплетенные между собой галактики, находящиеся в 297 миллионах световых лет от Земли (1 световой год равен 9 460 730 472 580 800 метрам). Прежде астрономы думали, что этот объект образовался в результате лобового слияния двух галактик, однако новые наблюдения показывают, что взаимодействие между галактиками гораздо сложнее и приводит к образованию обширной сети звезд и пылевого газа, сообщает в своем комментарии NASA.

Второе изображение, ARP-MADORE0002-503, показывает спиральную галактику в 490 миллионах световых лет от Земли. В отличие от большинства спиральных галактик, которые имеют четное количество рукавов, у ARP-MADORE0002-503 их три. Рукава – в них содержится пыль, газ, молодые звезды и звездные скопления – простираются в радиусе 163 000 световых лет. Это в три раза больше, чем Млечный Путь.

"Хаббл" возобновил свою работу 17 июля, после месяца бездействия, вызванного техническими неисправностями: в июне его компьютер остановился, и сбор научных данных был прекращен. Чтобы вернуть телескоп к жизни, NASA переключило "Хаббл" на резервный компьютер – маневр, который, как сообщило агентство, был «очень рискованным».

Совместный проект NASA, Европейского космического агентства и Канадского космического агентства, "Хаббл" наблюдает за Вселенной уже более трех десятилетий. С момента своего запуска в апреле 1990 года он провел более 1,5 миллиона наблюдений, на основе которых было опубликовано более 18 000 научных работ. Телескоп вращается на низкой околоземной орбите на высоте около 550 километров со скоростью около 27 300 км/ч.

К сожалению, возраст дает о себе знать – несмотря на серию ремонтов и обновлений, проведенных астронавтами в открытом космосе, "Хаббл" демонстрирует все больше признаков старения. NASA собирается заменить его телескопом имени Джеймса Уэбба, однако пока сделать это не удается: ракета Ariane 5, которая должна вывести прибор на низкую околоземную орбиту, еще не готова. Запуск состоится самое раннее 31 октября. Свои первые месяцы в космосе "Джеймс Уэбб" потратит на изучение экзопланет.