Posted 20 июля 2020,, 13:03

Published 20 июля 2020,, 13:03

У собак обнаружили магнитный компас

20 июля 2020, 13:03
Помимо острого нюха, ученые обнаружили у собак еще один неизвестный талант – «встроенный» магнитный компас.

Ученые предполагают, что собаки используют магнитное поле Земли, чтобы вычислить кратчайший путь в незнакомой местности, сообщает журнал Science.

Ученые давно изучают навигационные способности мигрирующих птиц и путешествующих на дальние расстояния животных вроде черепах. Однако мы все еще плохо понимаем, как строится картина пространства у собак. Специалисты в области сенсорной экологии из Чешского агротехнического университета (Прага), давно занимающиеся этим предметом, обнаружили свидетельства того, что собаки – как многие животные, а может быть, и люди, ­– способны воспринимать магнитное поле Земли. Свои находки ученые опубликовали в журнале eLife.

Несколько лет назад те же пражские экологи открыли, что собаки, готовясь к мочеиспусканию или дефекации, занимают положение север­– юг. Поскольку таким образом собаки маркируют территорию, ученые предположили, что ориентация по этой оси помогает им определить расположение других меток. Однако стационарная ориентация на месте не то же самое, что навигация в пространстве.

В своем новом исследовании пражские экологи в течение трех лет изучали поведение около трех десятков собак, к ошейникам которых были пристегнуты видеокамеры и GPS-трекеры, фиксирующие их перемещения. Во время прогулки в лесу собаки убегали на запах дичи, а затем, проблуждав около 1 километра, возвращались к хозяину.

GPS-треки показали два типа «возвращения» (см. карту): собака или возвращалась по своему первоначальному маршруту, предположительно ориентируясь по запаху, или же прокладывала себя совершенно новый маршрут, бесстрашно прорубаясь сквозь чащу. Второй вариант встречался чаще. При этом, изучив 223 маршрута «побегов», исследователи обнаружили любопытную деталь: в подавляющем большинстве случаев, 170, прежде чем повернуть назад к хозяину, собаки останавливались и пробегали около 20 метров вдоль оси север –­ юг. Любопытно, что, когда они делали это, то, как правило, возвращались к хозяину более прямым путем. Эти короткие пробежки выглядели как выравнивание вдоль магнитного поля.

В целях чистоты эксперимента во время прогулок в лесу собаки не получали других навигационных подсказок. Когда это было возможно, их отводили в ту часть леса, где они прежде не бывали, чтобы собака не могла полагаться на знакомые ориентиры. Собака не могла найти хозяина визуально, поскольку он прятался после того, как она убегала. Запах тоже не играл роли: хозяин старался расположиться по ветру так, чтобы собака не могла учуять его, когда возвращалась.

Как полагают исследователи, собаки бегут вдоль оси север­–юг, чтобы выяснить, какое направление занимают: это помогает им, держа в голове предыдущий курс, определить наиболее прямой маршрут обратно и вернуться по нему, используя магнитный компас.

Вероятно, способность использовать магнитное поле для навигации современные собаки унаследовали от своих древних предков, которым приходилось пересекать большие территории.

На фото миниатюрная такса по кличке Гурвинек Валентинка с видеокамерой и GPS-трекером – одна из участниц эксперимента пражских экологов