Posted 20 мая 2021,, 13:25

Published 20 мая 2021,, 13:25

Погода в космосе портится: физики советуют не откладывать полет на Луну

20 мая 2021, 13:25
Фото: SpaceNews
Космический корабль с экипажем в сторону Луны должен стартовать к 2025 году, чтобы избежать смертельных солнечных бурь, уверены ученые. Если запланированные миссии на Луну не состоятся в ближайшее время, астронавты могут попасть в один из самых напряженных периодов экстремальной космической погоды.

Очередной цикл солнечных бурь, который должен вскоре начаться, может оказаться вредным или даже смертельным для участников миссии. Об этом заявили астрофизики Университета в Рединге, сообщает New Scientist.

Солнце проходит через цикл, который длится примерно 11 лет. За это время магнитный северный и южный полюса Солнца меняются местами. Каждый цикл включает в себя период солнечного максимума, когда солнечная активность наиболее высока, и фазу спокойного солнечного минимума. Прежде из-за нехватки данных считалось, что самые крупные солнечные бури возникают беспричинно и никак не связаны с солнечным циклом. Ученые из Университета Рединга обнаружили, что это не так.

Исследователи проанализировали геомагнитные данные, которые снимались ежедневно в течение 150 лет и показывают, как магнитное поле Земли нарушается солнечными бурями. За это время произошло шесть крупных солнечных бурь. Оказалось, что с 99%-й вероятностью солнечные бури происходят на пике солнечного цикла. Кроме того, экстремальные явления космической погоды чаще всего случаются в начале четных солнечных циклов и в конце нечетных – таких как очередной цикл, начавшийся в декабре 2019 года. Все это позволяет предсказать, что космическая погода будет вполне благоприятной в первой половине этого десятилетия, а затем начнет штормить.

В прошлом, когда эта закономерность была неизвестна, астронавты рисковали здоровьем и даже жизнью. Например, крупная солнечная буря случилась между полетами «Аполлона-16» и «Аполлона-17» на Луну в 1972 году. Если бы кто-то из астронавтов в это время вышел в открытый космос, вероятнее всего, он бы погиб, а те, кто находился внутри корабля, рисковали бы заболеть раком.

В 2024 году NASA планирует запустить людей на Луну в ходе мисии «Артемида». Однако, если запуск по каким-то причинам будет отложен, он может совпасть с пиковой солнечной активностью, которая вероятна между 2026 и 2030 годами.

Исследование опубликовано в журнале Solar Physics.