Рус
Eng

Астрономы обнаружили первую «спящую» черную дыру за пределами Млечного пути

19 июля, 13:54НаукаФото: ESO/L. Calçada
Открытие сделали ученые, которые обычно занимаются разоблачением подобных исследований.

В Nature Astronomy опубликовано исследование «полиции черных дыр» – так называет себя группа экспертов, известных благодаря разоблачениям «открытий» черных дыр. Среди прочих в группу входит Карим Эль-Бадри – астроном из Центра астрофизики Гарварда и Смитсоновского института, прозванный «разрушителем черных дыр». Впервые публикация «полиции» посвящена не разоблачению, а открытию – они обнаружили бездействующую черную дыру звездной массы в Большом Магеллановом облаке – галактике по соседству с Млечным Путем. Звезда, породившая черную дыру, исчезла без каких-либо признаков мощного взрыва. Это первое открытие такого рода, сообщает phys.org.

Черные дыры звездной массы образуются, когда массивные звезды достигают конца своей жизни и разрушаются под действием собственной гравитации. В двойной системе, когда две звезды вращаются друг вокруг друга, после смерти одной звезды черная дыра остается на орбите со светящейся звездой-компаньоном. Бездействующей называют черную дыру, которая не излучает высокие уровни рентгеновского излучения – последнее обычно и позволяет из обнаружить.

«Спящая» черная дыра, названная VFTS 243, по меньшей мере в девять раз превышает массу Солнца и вращается вокруг горячей голубой звезды, масса которой в 25 раз превышает массу Солнца. Она находится в области туманности Тарантул Большого Магелланова облака. Исследователи предполагают, что звезда, породившая VFTS243, исчезла без каких-либо признаков связанного с ней взрыва сверхновой. Это позволяет по-новому взглянуть на эволюцию черных дыр, предположив возможность «сценария прямого коллапса», то есть коллапса без взрыва.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter