Posted 19 июня 2017, 17:48
Published 19 июня 2017, 17:48
Modified 8 марта, 02:04
Updated 8 марта, 02:04
Алексей Карнаухов, биофизик, специалист по глобальной экологии, ведущий научный сотрудник Института биофизики клетки РАН.
Сегодня в СМИ появились публикации, в которых некие не названные учёные обвиняют китайский спутник «Мо-Цзы» в том, что якобы из-за его полётов резко испортилась и изменилась погода.
Повлиял ли запуск китайского спутника на ухудшение погоды? Всё гораздо проще и хуже… В мире признали факт глобального потепления. Но одним из нетривиальных следствий этого процесса может стать серьёзное региональное похолодание с падением температур от 10 до 20 градусов.
Современная картина течений в Северной Атлантике выглядит следующим образом: тёплое течение Гольфстрим несёт тропическое тепло от берегов Флориды к берегам Норвегии через весь Атлантический океан. Наперерез ему, между Канадой и Гренландией движется холодное Лабрадорское течение. Эти течения встречаются в районе Ньюфандлендской банки (отмели). В настоящее время воды Лабрадорского течения более плотные, чем воды Гольфстрима. Поэтому они как бы «подныривают» под Гольфстрим и не мешают ему обогревать всё северное полушарие.
В связи с глобальным потеплением идёт всё более активное таяние Гренландского ледника. Огромное количество пресной воды попадает в Лабрадорское течение, что делает его воды менее плотными. Если плотности воды в течениях сравняются, Лабрадорское не сможет «подныривать», поднимется наверх и перекроет Гольфстриму путь на север, заставив его отклониться на юг. Перенос тепла нарушится, и климат в регионе Северной Атлантики резко похолодает.
Такое похолодание в прошлом приводило к ледниковым периодам. За последние 100 тысяч лет было приблизительно 30 похолоданий. Средневековое – ничтожно малое по сравнению с тем, которое может ожидаться в результате «остановки» Гольфстрима. Опреснение вод Лабрадорского течения происходило и в прошлом, но медленно, естественным путём в результате распреснения Ледовитого океана водами сибирских рек. Сегодня опреснение резко усилилось в результате таяния Гренладского ледника, и перестройка картины течений - то, что журналисты называют «остановкой Гольфстрима», хотя правильнее назвать это разворотом Гольфстрима на юг, может произойти в самое ближайшее время. Речь идёт о нескольких десятилетиях, хотя возможно и в следующем году.
Признаки ослабления Гольфстрима всё очевиднее. Наряду с холодом в России и очень холодной погодой в районе Кольского полуострова и Финляндии, на юге Европы страшная жара. Недополученное Арктикой тепло оборачивается аномальной жарой в Испании, Италии и Португалии.
Еще более очевидным признаком является то, что ледники Норвегии - это единственные ледники, площадь которых увеличивается в последние годы. В то время как по всему миру ледники тают, а и их площадь уменьшается.
В 20 веке произошла революция в осознании того, что климат может резко меняться. Еще в начале прошлого столетия люди не верили, что в истории были ледниковые периоды. Совсем недавно многие полностью отрицали сам факт возможности парникового эффекта. В 2004 году российские академики, под руководством Юрия Антониевича Израэля, который в то время руководил климатической тематикой, написали письмо на имя президента Путина, в котором заявляли о научной необоснованности международных усилий по стабилизации климата. В кулуарах глобальное потепление называли глобальным надувательством. Сейчас ситуация изменилась и серьёзность проблемы осознана и на уровне экспертов, и на правительственном уровне.
За последние три года процесс потепления резко ускорился. Весь мир опасается, что изменения Гольфстрима могут стать необратимыми.
Давайте понаблюдаем, какой будет погода нынешним летом. Если ситуация не изменится и в ближайшие месяцы не придёт нормальное жаркое лето, это будет означать, что начались серьёзные изменения в Гольфстриме. Если он выправится, у нас есть ещё лет 20-30.
Такая опасность должна сплотить человечество. Стабилизировать Гольфстрим технически возможно, но для этого потребуется серия дорогостоящих проектов, которые позволят предотвратить «остановку» Гольфстрима. Это дорого и под силу только объединённым усилиям Европы, Америки и России. Если не предпринимать шагов в этом направлении, последствия окажутся катастрофическими – большая часть Европейского континента замёрзнет, покроется льдом, станет непригодной для ведения сельского хозяйства…
А дальше выводы о политических и социальных последствиях может делать каждый!