Posted 19 мая 2019,, 18:07

Published 19 мая 2019,, 18:07

Учёные выяснили: за желание человека завести собаку отвечают гены

19 мая 2019, 18:07
Следующим шагом учёных станет попытка определить, какие именно генетические варианты влияют на выбор собаки и как они связаны с личными качествами человека.

Команда шведских и британских учёных задалась довольно необычными вопросами: существует ли в человеке генетическая предрасположенность к желанию завести собаку, и передаётся ли это желание по наследству?

Оказалось, что таки да: генетика объясняет более половины случаев, когда человек заводит собаку, то есть выбор домашнего друга зависит от генетического состава человека.

Для этого ученые одного из ведущих университетов Швеции, Упсалького, со своими английскими коллегами внимательно изучили шведский реестр пар близнецов – самый большой в своем роде в мире: в нем собрана информация по 35 035 парам.

Собаки были первым одомашненным животным и уже по меньше мере 15 тысяч лет живут в тесном контакте с людьми. Сегодня они представляют собой самых обычных домашних животных, и считается, они способны благотворно влиять на самочувствие и здоровье своих владельцев.

«Мы были удивлены, увидев, что генетический облик человека оказывает существенное влияние на то, владеет он собакой или нет. Наши выводы имеют важное значение сразу для нескольких различных областей знания, связанных с пониманием взаимодействия собаки и человека на протяжении всей истории. Хотя собаки и другие домашние животные стали обычными членами семьи по всему миру, до сих пор было мало что известно о том, как они влияют на нашу повседневную жизнь и здоровье. Возможно, что у некоторых людей врожденная склонность ухаживать за домашним животным выше, чем у других», - говорит ведущий автор исследования, профессор Упсальского университета в области молекулярной эпидемиологии Туве Фалл.

Результаты исследования важны, по мнению ученых, поскольку предполагают, что польза для здоровья человека, владеющего собакой, которую уже отмечали многие ученые, может быть частично объяснена генетическими особенностями хозяев.

Между тем, изучение близнецов давно взято на вооружение учеными, исследующими влияние окружающей среды и генов на наше здоровье и поведение. Поскольку так называемые идентичные (или однояйцевые, то есть развившиеся из одной яйцеклетки, - прим. авт.) близнецы обладают общим геномом, а неидентичные близнецы в среднем разделяют только половину генетической изменчивости, сравнение этих групп может показать, какую роль играет генетика в обладании собакой. Исследователи обнаружили, что уровень согласованности владения собакой у идентичных близнецов намного больше, чем у неидентичных, что подтвердило гипотезу, важной роли генетики в выборе обладания собакой.

Правда это исследование не ответило на вопрос, какие именно гены участвуют в процессе выбора, так что следующим шагом ученых станет попытка определить, какие генетические варианты влияют на выбор и то, как они связаны с личностными качествами и другими факторами, к примеру, такими как аллергия..

Учёные уверены, что их открытие имеет большое значение для понимания глубокой и загадочной истории одомашнивания собак. Археологические открытия уже помогли создать более или менее ясную картину того, где и как собаки оказались рядом с человеком, теперь же предстоит ответить на вопросы: почему и как это произошло?