Posted 19 марта 2021,, 13:34

Published 19 марта 2021,, 13:34

На МКС обнаружили неизвестные науке бактерии

19 марта 2021, 13:34
Фото: IANS
Четыре вида бактерий, три из которых прежде были неизвестны науке, обнаружены на Международной космической станции. Однако эксперты сомневаются в том, что это пришельцы из космоса.

Новые бактерии были идентифицированы после анализа мазков, взятых в разных частях внутри МКС, сообщает The Guardian. Один вид был обнаружен на обеденном столе, другой – в зоне исследований, где изучается низкая гравитация, третий – в модуле «Купол». Четвертый – этот вид не был для ученых новым – был найден на старом фильтре для очистки воздуха, который вернулся на Землю. Все это палочкообразные бактерии, принадлежащие семейству Methylobacteriaceae: они широко распространены в природе и обычно встречаются в почве и пресной воде. Methylobacteriaceae способствуют росту растений и защищают их от патогенов.

Как полагают микробиологи, вряд ли бактерии взялись из космоса. Скорее всего, они были перенесены на МКС с Земли – либо жили на станции с момента ее создания, либо попали туда вместе с космонавтами или грузами.

Ученым важно знать, какие микроорганизмы обитают на МКС, поскольку они могут не только влиять на здоровье экипажа и среду космического корабля, но и оказаться потенциально опасными для планет, которые посещают космонавты. Когда люди отправятся на Марс, вместе с ними отправятся и миллиарды бактерий, и чем больше о них будет известно, тем лучше. В то же время эксперты считают, что, несмотря на открытие, не стоит переоценивать его важность: на МКС могут быть сотни или даже тысячи прежде не известных науке бактерий – так же как в каждой горсти почвы или образце кала.

Предыдущие исследования показали, что некоторые устойчивые штаммы бактерий могут выживать в суровых условиях космоса. Это, например, бактерии Deinococcus radiodurans, один из самых устойчивых к радиации организмов в мире, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Такие бактерии способны выживать на поверхности космической станции в течение трех лет и являются одним из доказательств теории панспермии, согласно которой «зародыши жизни» могут путешествовать между планетами, переносясь вместе с космической пылью, астероидами, кометами или даже зараженными космическими кораблями.

Другое недавнее исследование выявило разнообразную популяцию бактерий и грибков, связанных с человеческим телом, внутри МКС, где они успешно выживают, несмотря на невесомость, рециркулированный воздух и высокий уровень углекислого газа.

Новое исследование опубликовано в журнале Frontiers in Microbiology.