Posted 18 июня 2020,, 15:02

Published 18 июня 2020,, 15:02

Modified 7 марта, 15:04

Updated 7 марта, 15:04

Эксперты: у мира осталось всего полгода, чтобы предотвратить климатическую катастрофу

Эксперты: у мира осталось всего полгода, чтобы предотвратить климатическую катастрофу

18 июня 2020, 15:02
Специалисты в области энергетики считают, что переходить к «зеленой» экономике нужно незамедлительно.
Сюжет
Климат

По мере того как страны мира ослабляют карантинные меры, выбросы парниковых газов, резко снизившиеся на пике пандемии, вновь возвращаются к доковидным уровням. Эксперты выражают сомнения в том, что мир готов взять глобальное потепление под контроль. Об этом пишут New York Times и The Guardian.

Ирина Зиганшина

В начале апреля, когда люди во всем мире вынужденно сидели по домам,ежедневные выбросы ископаемого топлива во всем мире были примерно на 17% ниже, чем год назад. Такие цифры приводят авторы исследования в журнале Nature Climate Change. Заводы простаивали, авиакомпании отменяли рейсы, все, кто мог, работали на удаленке. Однако к середине июня, когда ограничения стали ослабевать, выбросы оказались всего на 5% ниже среднего показателя 2019 года. А выбросы в Китае, на долю которых приходится четверть мирового загрязнения углекислым газом, похоже, вернулись к доковидному уровню.

Темпы возвращения к уровням загрязнений удивили даже ученых, проводивших исследование. Хотя понять это можно: все теавтомобили, электростанции и промышленные предприятия, которые существовали до пандемии, никуда не делись. На пике пандемии транспортный поток в Европе и СШАсократился примерно наполовину, и это обусловило быстрое уменьшение выбросов. Но сейчас легковые и грузовые автомобили постепенно возвращаются на дороги. Многие люди продолжают работать из дома, но при этом избегают общественного транспорта из-за страха заразиться и потому чаще садятся за руль.

В США, согласно подсчетам, после резкого снижения веснойспрос на электроэнергию уже приблизился к уровню 2019 года, и причина не в том, что восстановилась экономика, а, скорее, в том, что летом включают кондиционеры, и сейчас, когда многие сидят дома, это происходит гораздо активнее, чем прежде.

Даже если глобальные выбросы ископаемого топлива в течение 2020 года будут на 4-7% ниже, чем в 2019 году, – что вполне вероятно, по подсчетам экспертов, ­этого окажется недостаточно для остановки глобального потепления. Такого падения не было со времен Второй мировой войны, однако выбросы необходимо снизить почти до нуля.

Как считают эксперты в области климата, ситуация сильно зависит от стимулирующих мер, которые принимают правительства стран, стремясь оживить свою экономику. Чтобы предотвратить возврат к использованию ископаемого топлива в прежних масштабах, необходимо инвестировать в более чистые источники энергии. Однако планы трех крупнейших производителей парниковых газов неоднозначны.

Евросоюз в мае предложил пакет мер по восстановлению экономики на сумму 826 миллиардов долларов, который предполагаетотказ от ископаемого топлива благодаря расширениюсолнечной и ветроэнергетики и инвестиции в более чистые виды топлива, такие как водород.

Политика Китая противоречивее: наряду с инициативами по расширению парка электромобилей в стране собираются строить новые угольные электростанции.

Что касается США, то администрация Трампа во время вспышки закрыла глаза на экологические нормы и правила.

Отдельные города пытаются своими силами уменьшить транспортные потоки. Париж и Милан добавляют новые велосипедные дорожки. Лондон увеличил плату за въезд в город на автомобиле в часы пик. Власти Берлина рассматривают вопрос о том, чтобы пересадить горожан с автомобилей, обязав их покупать автобусные проездные.

Но эти отдельные инициативы не влияют на общую ситуацию. Мир борется за восстановление экономики, и вопрос сохранения окружающей среды отошел на второй план.

При этом, как считает один из ведущих мировых экспертов в области энергетики, исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль, промедление недопустимо. «Этот год – последний, если мы не хотим увидеть возвращение уровня выбросов, – говорит Бироль. – Следующие три года определят ход следующих 30 лет. Если выбросы восстановятся, трудно предположить, каким образом удастся снизить их в будущем».

В докладе, который опубликовал в четверг МЭА, изложен глобальный план «зеленого» восстановления. Главные пункты – развитие ветро- и солнечной энергетики, повышение энергоэффективности зданий и отраслей промышленности, а также модернизация электросетей.

Экспертов тревожит, что, несмотря на слова – например, все того же ЕС, который пообещал сделать «зеленые» инициативы центральным элементом восстановления экономики, – деньги, потраченные до сих пор, как правило, поддерживают высокоуглеродные отрасли.

Так, по подсчетам, как минимум 33 миллиарда долларов были направлены для помощи авиакомпаниям, при этом почти никаких «зеленых» изменений в авиаперевозках не предполагалось. 509 миллиардов долларов во всем мире предполагается влить в высокоуглеродистые отрасли без каких-либо требований к производителям сократить свое производство углерода. При этом лишь около 12,3 миллиардов долларов должны были пойти на низкоуглеродные отрасли, а еще18,5 миллиардов – на высокоуглеродные отрасли при условии достижения ими климатических целей.

Такая политика имела оправдание в начале пандемии, когда необходимо было быстро восстановить экономику. Однако и сейчас власти по-прежнему нацелены на высокоуглеродные инвестиции, считают в МЭА.

"