Posted 18 февраля 2021,, 09:46

Published 18 февраля 2021,, 09:46

Зубы мамонтов из Сибири установили рекорд по древности ДНК

18 февраля 2021, 09:46
Фото: Beth Zaiken/Center for Palaeogenetics
Ученым впервые удалось секвенировать ДНК из останков животных, живших более полутора миллионов лет назад, еще до появления неандертальцев.

Шведские специалисты в области эволюционной генетики представили результаты исследования зубов мамонтов, которые были найдены в 1970-х годах в Сибири и долгое время хранились в Российской академии наук в Москве, сообщает New Scientist. Находка была сделана в Якутии и на Чукотке ныне покойным русским палеонтологом Андреем Шером.

ДНК сибирских мамонтов оказалась, по словам палеонтологов, невероятно древней: образцы в тысячу раз старше останков викингов. Мамонты, которым эта ДНК принадлежала, ходили по земле еще до появления людей и неандертальцев. Это самая древняя из всех известных ДНК, прежде древнейшим считался геном лошади, жившей 560 000 – 780 000 лет назад.

Чтобы реконструировать части генома мамонта, исследователи использовали в качестве алгоритма геном его современного родственника – африканского слона. В результате оказалось, что самый древний мамонт, названный в честь места, где были найдены его останки, Крестовкой, даже старше, чем предполагалось: ему примерно 1,65 млн лет. Второму, Адыче, – около 1,34 млн лет, а самому молодому, Чукоче, – 870 000. При этом Крестовка представляет собой ранее неизвестную генетическую линию, отличную от других мамонтов. Вероятно, он был предком животных, которые колонизировали Северную Америку.

Исследователи считают, что новые технологии могут позволить секвенировать еще более древнюю ДНК из останков, найденных в вечной мерзлоте, которая относится к эпохе 2,6 млн лет назад.

Исследование опубликовано в журнале Nature.