Posted 17 декабря 2017,, 08:28

Published 17 декабря 2017,, 08:28

Modified 7 марта, 17:15

Updated 7 марта, 17:15

Офелия Деруа: осязание у человека важнее других чувств

Офелия Деруа: осязание у человека важнее других чувств

17 декабря 2017, 08:28
Нам обязательно нужно прикоснуться к своим ключам, чтобы поверить, что они лежат в сумке

Увидев перед собой какой-либо предмет на столе, вы можете попытаться добраться до него, но, когда ваша рука просто проходит в воздухе, вы остаётесь с призрачным чувством, что все не реально. Неосязаемые объекты не убедительны,. Почему касание столь много значит для нас? Что именно даёт нам это чувство? На этот вопрос на сайте Aeon отвечает английский философ Офелия Деруа.

Отсутствие целой группы ощущений может быть тревожным, но отсутствие тактильного опыта, по-видимому, имеет более разрушительные последствия, чем отсутствие других переживаний, например обонятельных.

В отличие от пресловутого выражения, «вижу значит верю», касание обеспечивает наше эпистемическое представление о реальности. Повседневные ситуации показывают, что прикосновение — это «проверка фактов». Продавцы знают это очень хорошо: если клиент сомневается в покупке продукта, возможность его потрогать, вероятно, склонит к покупке. Нам всем нравится чувствовать наши кошельки в наших сумках, даже когда мы их просто кладём туда. Несмотря на многочисленные знаки, предупреждающие, что посетители не должны прикасаться к экспонатам, охранникам приходится регулярно останавливать людей, пытающихся дотянуться до хрупких статуй и полотен. Но что именно даёт прикосновение, если зрение кажется исчерпывающим?

Многолетний опыт философии соглашается с тем, что контакт более объективен, чем другие чувства. Например, когда Сэмюэл Джонсон хотел продемонстрировать абсурдность идеи епископа Беркли о том, что материальных объектов не существует, он ударил ногой по большому камню и торжественно заявил: «Я это опровергаю». Указание на цветную форму было недостаточным, но Джонсон предположил, что прикосновение будет неоспоримым. Сопротивление твёрдых предметов прикосновением предназначено для того, чтобы предоставить нам опыт, который есть независимо от нас и нашей воли.

Но действительно ли это «чувство реальности»? Конечно нет. Обычно это не даёт лучшего или более непосредственного доступа к реальности, чем другие чувства. Обеспечивает ли оно более точную информацию, чем зрение, скажем, по форме объекта, его материалу или размеру — зависит от обстоятельств восприятия. Иногда прикосновение лучше; иногда зрение выигрывает. Мы вполне можем ошибаться во впечатлении от прямого контакта с реальностью: тактильная обработка сильно опосредована и, возможно, зависит от ожиданий и бессознательных выводов, даже более сложных, чем другие чувства, поэтому существует множество способов, которыми наши убеждения и другой сенсорный опыт могут привести к ошибочному выводу. Это может быть такой же иллюзией, как зрительный опыт. Мы просто не часто слышим о тактильных иллюзиях. К примеру, многие люди с удивлением узнают, что кнопка на их телефонах не двигается при нажатии: такое впечатление создается вибрацией, которая обманывает мозг (здесь автор скорее всего имеет ввиду сенсорную кнопку touch id, которая присутствует в телефонах Apple 2016-2017 годов — IPhone 7,7+,8,8+ — прим.ред.). Выключите телефон и повторите действие, и вы поймёте, что поверхность не двигается.

Если прикосновение не имеет общего преимущества перед визуальным восприятием, почему мы так сильно верим в него? Если прикосновение не даёт нам более прямого или более объективного представления о мире, как мы можем объяснить распространённое чувство, которое оно нам приносит?

Важный аспект прикосновения часто упускается из виду: оно психологически более обнадёживает, чем зрение. Прикосновение не всегда даёт лучший опыт, но, безусловно, делает само переживание насыщеннее. Даже когда мы видим, что ключи лежат в сумке, мы гораздо более уверены в этом, когда касаемся их.

То, что кажется почти суеверным вначале, может, однако, иметь более глубокие причины. Уверенность в том, что прикосновение даёт нам чувство реальности, делает его довольно особенным в нашей эпистемической жизни. Рене Декарт приблизился к этому мнению, когда заметил, что доказательства, которые мы получили от прикосновения, было несколько сложнее опровергнуть: «Из всех наших чувств», писал в «Мире» (1633), «прикосновение — то что, считается наименее обманчивым и наиболее надёжным. «Возможно, мы помним библейскую историю о том, как апостол Фома понимал важность касания: он должен был прикоснуться к ранам Христа, чтобы убедиться, что перед ним Иисус.

История апостола Фомы сообщает нам кое-что важное. Прикосновение «для того, чтобы удостовериться» особенно важно, когда наши другие чувства или убеждения создают ситуацию с высокой степенью неопределённости. Лица с обсессивно-компульсивным расстройством продолжают касаться объектов их беспокойства, даже если они могут посмотреть на них: они возвращаются, чтобы отключить кран, даже когда могут видеть или слышать, что вода не течёт. Исследования также показывают, что люди испытывают опасения при взаимодействии с графическими пользовательскими интерфейсами, отображающие объекты, которых нельзя коснуться. Прикосновение ведёт к успокоению; знание, что вещи нельзя потрогать, может вызвать беспокойство.

Теперь, почему прикосновение даёт нам больше уверенности? Это убеждение противоречит тому, что говорит нам когнитивная наука. Наше чувство уверенности должно отслеживать правильность, так что случаи, когда мы прикосновениям доверяем больше, чем зрению, должны быть теми, где прикосновение обеспечивает более точную информацию. Но это не объясняет отношение апостола Фомы, обсессивно-компульсивных пациентов или разочарование пользователей виртуальной реальности. Причины, почему прикосновение приносит нам уверенность, могут многое рассказать о том, что представляет собой наше субъективное чувство уверенности.

Возможно, мы доверяем касаниям больше, потому что чувствуем себя более активными и ответственными, когда мы исследуем что-то через прикосновение, чем через зрение. Это субъективное впечатление, так как мы также активно двигаем глазами, когда видим, но тот факт, что мы двигаем руками по поверхности, может объяснить, почему мы также более уверены в том, чего касаемся: создаётся впечатление, что мы активно что-то собрали и опробовали, а не пассивно приняли. Чувствуя, что мы «сделали это сами», мы более уверены, что это надёжно. Это как если бы мы цеплялись за мир, а не искали знания о нём. Мы можем считать, что получаем лучшую информацию, когда касаемся видимых объектов вокруг нас, но, возможно, просто рады обманываться.

"