Posted 17 августа 2021,, 13:23

Published 17 августа 2021,, 13:23

Кольца Сатурна позволили изучить ядро планеты

17 августа 2021, 13:23
Фото: ResearchGate
Американские астрофизики использовали кольца как сейсмограф, изучив с его помощью ядро планеты. Оказалось, что это не твердая сфера, как у Земли, а «суп» из камней, льда и жидких металлов.

В своем исследовании астрофизики Калифорнийского технологического института опирались на данные космического зонда NASA «Кассини», который 13 лет, с 2004 по 2017 год, вращался вокруг Сатурна и его спутников. Одно из его наблюдений заключалось в том, что колебания внутреннего кольца Сатурна, кольца D, невозможно объяснить гравитационными влияниями спутников планеты. Используя эти колебания, ученые исследовали процессы, происходящие в недрах Сатурна, сообщает LiveScience. «Мы использовали кольца Сатурна как гигантский сейсмограф для измерения колебаний внутри планеты, – пишут авторы работы, опубликованной в журнале Nature, – и результаты оказались удивительными».

Выяснилось, что ядро Сатурна намного больше, чем предполагалось, и занимает 60% диаметра планеты. Это примерно в 55 раз массивнее всей Земли. При этом треть ядра – лед и горные породы, а остальное – жидкости на основе водорода и гелия. Движения внутри ядра вызывают постоянную рябь на поверхности Сатурна, и эти волны создают незначительные изменения гравитации планеты, которые впоследствии влияют на кольца. «Сатурн всегда дрожит, но это незаметно, – объясняют авторы исследования. – Поверхность планеты движется примерно на метр каждые час-два, словно медленно колышущееся озеро. Подобно сейсмографу, кольца улавливают гравитационные возмущения, и частицы кольца начинают двигаться».

Вероятнее всего, ядро состоит из стабильных слоев различной плотности. Более тяжелые материалы, лед и камни, располагаются вокруг центра планеты и не смешиваются с более легкими материалами ближе к поверхности. Ученые сообщают, что слоистая жидкая природа ядра сродни солености земных океанов, которая увеличивается с глубиной.

Недавние результаты миссии NASA «Юнона» позволяют предположить, что у другого газового гиганта Солнечной системы, Юпитера, может быть такое же размытое ядро.