Posted 17 июня 2022, 13:14

Published 17 июня 2022, 13:14

Science: путь исламу на Аравийском полуострове проложила экстремальная засуха и война

17 июня 2022, 13:14
Сюжет
Климат
К этому выводу исследователи пришли после радиоактивного датирования и изотопного анализа фрагментов сталагмитов из пещеры на территории нынешнего Омана.

В журнале Science появилось исследование сотрудников Базельского университета, которые обнаружили связь между экстремальной засухой, стоявшей на Аравийском полуострове в VI веке, и распространением там в следующем веке зарождающегося ислама, сообщает phys.org.

Ученые пришли к этому, изучая историю падения Химьяра – древнего царства, существовавшего около 110 до н. э. — 599 н. э. на юге Аравийского полуострова. В IV—VI веках власть химьяритов, которые превратили пустыню в плодородный регион, создав сложную ирригационную систему и террасные поля, распространялась на большую часть центральной Аравии. Однако в конце этого периода королевство вступило в период кризиса, кульминацией которого стало его завоевание соседним Аксумским царством (ныне Эфиопия).

Исследователи из Базеля проанализировали слои сталагмита из пещеры Аль-Хута в современном Омане. Скорость роста сталагмита и химический состав его слоев напрямую связаны с количеством осадков, так что его форму и изотопный состав можно назвать летописью климата. Изучив образцы, ученые обнаружили, что в начале VI века регион пережил сильную засуху. Изучив исторические источники, исследователи нашли подтверждение тому, что засуха в районе 520 года н.э. действительно совпала с кризисом в Химьяритском царстве.

Вода – важнейший ресурс. Очевидно, уменьшение количества осадков и несколько лет опустошительной засухи дестабилизировали ситуацию в королевстве, обитавшем в пустынных землях. Ирригационные системы требовали постоянного технического обслуживания и ремонта, добиться чего можно было лишь с помощью десятков тысяч хорошо организованных рабочих. Дефицит воды привел к тому, что жители Химьяра уже не могли с должным тщанием обеспечивать техническое обслуживание, и это еще больше усугубило ситуацию. Политические беспорядки на собственной территории и война северных соседей, Византийской и Сасанидской империями, перекинувшаяся на Химьяр, еще больше ослабили королевство. Так что когда с запада вторглось Аксумское царство, некогда могущественный Химьяр окончательно потерял свое значение.

«Население испытывало большие трудности из-за голода и войны. Это означало, что ислам встретил благодатную почву: люди искали новую надежду, что-то, что могло бы снова объединить их как общество. Новая религия предложила это», – говорят авторы исследования. Это не означает, что засуха непосредственно привела к возникновению ислама, но она стала важным фактором, позволившим новой религии укрепиться в полном потрясений арабском мире VI века.