Posted 17 июня 2020,, 14:29

Published 17 июня 2020,, 14:29

Modified 7 марта, 15:06

Updated 7 марта, 15:06

ВОЗ поторопилась: эксперты не считают дексаметазон панацеей против ковида

ВОЗ поторопилась: эксперты не считают дексаметазон панацеей против ковида

17 июня 2020, 14:29
Несмотря на заявления ВОЗ о прорыве в поисках терапии от коронавируса, медики предостерегают от чрезмерных упований на чудойственность популярного стероида

Во вторник британские ученые (а следом и мировые СМИ) сообщили о результатах своего «новаторского», как они заявляли, исследования относительно лечения коронавируса: оно показало, что дексаметазон, давно известный бюджетный стероид, способен предотвращать одну из восьми смертей пациентов с COVID-19, находящихся на вентиляции легких.

Ирина Зиганшина

В разгар пандемии, от которой пострадали по меньшеймере 8 миллионов человек, такая новость не может не обнадеживать. Однако эксперты, памятуя о несбывшихся надеждах на преждевременно одобренныйгидроксихлорохин, призывают своих коллег и общественность быть осторожнее с новым лекарством, пишет Yahoo Lifе.

Исследование, которое провели сотрудники Оксфордского университета, выполнено по всем правилам так называемого «золотого стандарта» исследований – это было рандомизированное контролируемое исследование препарата. 2104 пациента COVID-19, получавших дексаметазон, сравнивались с 4321 пациентом, не получавшим его. В итоге обнаружилось, что препарат на одну треть уменьшил смертность у пациентов, которые находились на аппарате ИВЛ, и на одну пятую у тех, кто получал кислород, но не был подключен к вентилятору. На тех, кто не получал кислородной поддержки, препарат не подействовал.

Исследование британских медиков пока пока не появилось в печати, ему не была дана экспертная оценка, а его результаты не были подтверждены другими исследованиями. Однако, как утверждают авторы работы, дексаметазон –«первый препарат, который доказанно улучшает выживаемость пациентов с COVID-19. Наиболее выраженное преимущество получают пациенты, которые достаточно больны, чтобы нуждаться в кислородном лечении. Для них дексаметазон должен стать стандартом лечения».

Что нам известно об этом препарате? Принимаемый перорально или внутривенно, дексаметазон относится к классу лекарств, называемых кортикостероидами. Это противовоспалительные препараты, которые используются для лечения самых разныхзаболеваний от фарингита доартрита.

Комментируя новость британских коллег, доктор Джеймс Катрелл, специалист по инфекционным заболеваниям из Юго-Западного университета Техаса, говорит, что детали исследования пока неизвестны, но, вероятнее всего, дексаметазон продемонстрировал способность подавлять опасную для жизни иммунную реакцию, известную как цитокиновый шторм.

Доктор Амеш Адалья, старший научный сотрудник Центра медицинской безопасности Университета Джонса Хопкинса, считает, что в новости нет ничего сенсационного: «Мы уже давно знаем, что эта болезнь во многом связана с иммунной реакцией на вирус, и видим, что иммуномодулирующие препараты могут приносить пользу тяжелым пациентам. Конечно, всеэто выглядит многообещающе, но вы должны помнить, что это касается не всех, а лишь того, кто нуждается в госпитализации, кислородной терапии или механической вентиляции легких. Это не та таблетка, которую должны приниматьлюди со слабо выраженными симптомами, надеясь избежать визита к врачу».

С этим мнением солидарна сотрудница Колумбийского университета доктор Дара Касс, считающая, что подавляющее большинство пациентов с COVID-19 не нуждаются в искусственной вентиляции легких или госпитализации, и поэтому дексаметазон им не понадобится. «Этот препарат не борется с коронавирусом вообще, это неспецифическое противовоспалительное средство. Не стоит переоценивать его и считать чудо-лекарством».

В свою очередь Уильям Шаффнер, специалист по инфекционным заболеваниям в Медицинской школе Вандербильта, считает, что, даже если дексаметазон докажет свой эффект, это мало что изменит в существующих протоколах безопасности: «Профилактика по-прежнему необходима. Если мы не сможем обеспечить социальную дистанцию, ношение масок, избегание больших групповых мероприятий, поток пациентов, нуждающихся в лечении, не уменьшится. Замечательно, если у нас будет лекарство, помогающее выжить, но хотелось бы уменьшить количество людей, которые нуждаются в нем».

"