Posted 17 июня 2020,, 13:13

Published 17 июня 2020,, 13:13

Ученые расшифровали полный геном алтайского неандертальца

17 июня 2020, 13:13
Фото: ИАЭТ/Bence Viola
Международная группа ученых-генетиков во главе с Фабрицио Мафессони из Института эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге расшифровала полный геном неандертальца, который жил 80 тысяч лет назад в Чагырской пещере на Алтае.

Ученые пришли к выводу, что чагырский неандерталец генетически ближе к европейским популяциям, чем к неандертальцам, которые жили в Денисовой пещере, расположенной в 100 км от Чагырской.

Данные исследователей были изложены в статье ведущего научного журнала в США PNAS.

Как сообщает новосибирский Институт археологии и этнографии (ИАЭТ), каждый участок полученного генома был прочтен 27 раз, что позволяет получить достоверные результаты.

Судя по всему, "чагырская" популяция пришла на Алтай из европейской части материка около 80 тысяч лет назад. За десятки тысяч лет до этого Алтай уже населяли "денисовцы", а параллельно с ними - представители самой ранней, первой миграционной волны неандертальцев. С приходом "чагырской" популяции, их уже, возможно, там не было. Денисовцы же застали обе миграционные волны и имели тесные контакты с представителями обеих. Это ученым стало ясно после исследования ДНК останков девочки, которые были обнаружены два года назад в Денисовской пещере.

Ученые установили, что отец девочки - денисовец, а мать относилась к неандертальцам второй волны пришлой «чагырской» популяции. Гены же отца девочки указывали на то, что его предками были архаичные, древние неандертальцы.

Исследователи установили, что в "чагырскую" популяцию входило менее 60 представителей, они держались обособленно, в отличие от многочисленной популяции денисовцев и древних людей современного облика - Homo sapiens.

Генетические исследования международной группы ученых подтвердили археологические данные ИАЭТ о том, что "чагырские" неандертальцы пришли на Алтай из Центральной и Восточной Европы, а также с Кавказа и принесли с собой специфическую микокскую традицию изготовления каменных орудий, рассказала руководитель археологических раскопок в Чагырской пещере Ксения Колобова.

Стоянки неандертальцев на Алтае были обнаружены в пещерах Окладникова, Страшной и Чагырской, их следы обнаружили в Денисовской пещере, причем там одновременно обитали представители еще одного предка современного человека - денисовцев.

Как сообщалось месяцем ранее, элементы костей и коренной зуб, обнаруженные в Болгарии, показали, что еще 45 тысяч лет назад Европа оставалась местом обитания неандертальцев, пока сюда не пришли первые представители вида Homo sapiens. Ранее ученые полагали, что это «вторжение» произошло намного позже. Это открытие на тысячи лет отодвинуло в прошлое гипотезу о появлении Homo Sapiens в Европе.