Posted 17 мая 2021,, 11:46

Published 17 мая 2021,, 11:46

Акулы используют магнитное поле Земли как GPS

17 мая 2021, 11:46
Фото: WPTV
Американские ученые обнаружили, что акулы обладают внутренней навигационной системой, напоминающей GPS. Это позволяет им перемещаться на огромные расстояния, ориентируясь на магнитное поле Земли.

Ученые из Университета штата Флорида сделали открытие, которое объясняет, каким образом акулы могут путешествовать по океанам на тысячи километров и при этом каждый год возвращаться в одно и то же место, чтобы принести там потомство. Об этом сообщает The Guardian.

Исследователи выловили у побережья Флориды 20 молодых особей малоголовой молот-рыбы из семейства молотоголовых акул и провели с ними эксперимент на так называемое «магнитное смещение». Ученые поместили акул в небольшой бассейн, окруженный медной проволокой, и моделировали магнитные сигналы. Это сигналы воспроизводили место, где акулы были пойманы, а также места в 600 километрах к югу и северу. Когда воспроизводилось место вылова, акулы плавали произвольно. Когда им показывали южное направление, акулы реагировали на него как на возвращение домой – видимо потому, что умеют различать географическое местоположения, используя картографическую информацию из геомагнитного поля. Когда же им показывали северное направление, акулы казались дезориентированными – скорее всего оттого, что редко мигрируют на север.

Прежде было известно, что у акул есть способность обнаруживать магнитное поле. После эксперимента стало ясно, что они используют эту способность, определяя свое местоположение и выстраивая в голове нечто вроде карты. Скорее всего, такую же «бортовую навигационную систему» получили в результате эволюции и другие виды акул, например большая белая акула: известно, что эти рыбы способны мигрировать на 20 000 километров и возвращаться в то же место.

В 2005 году ученые проследили за маршрутом большой белой акулы, которая плавала из Южной Африки в Австралию и обратно по почти идеальной прямой. Это и натолкнуло исследователей на мысль, что акулы обладают «магнитным» чувством вроде того, что есть у морских птиц, лобстеров и черепах.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.