Posted 16 декабря 2021,, 11:41

Published 16 декабря 2021,, 11:41

Nature: падение рождаемости может быть связано с загрязнением ископаемым топливом

16 декабря 2021, 11:41
Фото: The Hill
Ученые считают, что продолжающееся старение населения связано не столько с доступностью контрацепции и карьерными устремлениями современных женщин, сколько со снижением фертильности, начавшейся еще во времена промышленной революции.

Сотрудники Копенгагенского университета опубликовали в журнале Nature статью о причинах снижения рождаемости в современном мире, сообщает Independent. Исследователи опирались на данные своей страны, однако эта тенденция наблюдается не только в Дании, но и в других промышленно развитых странах. Каждый десятый датский ребенок рождается с помощью методов вспомогательной репродукции, более 20% мужчин не имеют детей.

Снижение рождаемости часто объясняется культурными и социально-экономическими факторами: доступностью контрацептивов и абортов, изменением роли женщин в обществе. Но, как показывают данные, число беременностей сокращалось еще до широкого внедрения противозачаточных таблеток, а общее число абортов с годами становится все меньше.

В то же время обнаруживается все больше доказательств того, что причины бесплодия имеют биологический характер. На падение фертильности влияют такие показатели, как 74 000 ежегодных случаев рака яичек, недостаточное качество спермы и яйцеклеток, преждевременное половое созревание молодых женщин и увеличение числа врожденных пороков развития в гениталиях младенцев мужского пола.

Все это нельзя объяснить генетикой, поскольку эволюция происходит в течение более длительных периодов времени и большего числа поколений. Датские исследователи считают, что причины падения фертильности нужно искать в токсичных химических загрязнителях, получаемых от сжигания ископаемого топлива. Использование ископаемого топлива ознаменовало начало промышленной революции и современной жизни. Оно повсеместно. Найти его можно даже в человеческом организме: крови, моче, сперме, плаценте, грудном молоке и жировой ткани. При этом многие загрязнители, вырабатываемые в ходе сжигания ископаемого топлива, являются разрушителями эндокринной системы: они нарушают работу гормональных систем организма и оказывают негативное влияние на репродуктивное здоровье.

Из многочисленных экспериментальных исследований на животных известно, что пластики и химикаты могут вызывать проблемы с воспроизводством. Изучить их влияние на человека по этическим соображениям невозможно, но и данные по животным не могут не вызывать тревоги. Исследования показывают, что, например, крысы и мыши претерпевают генетические изменения, влияющие на их репродуктивные способности, когда подвергаются воздействию токсичными химическими веществами. Исследования на людях все еще скудны, но то, что есть, показывает, что химические вещества, разрушающие эндокринную систему, могут быть связаны с мужскими репродуктивными заболеваниями.

Авторы исследования пишут о необходимости дальнейшего изучения влияния ископаемого топлива на фертильность – наряду с изучением того, как на это могут влиять такие изменения в образе жизни, как снижение физической активности, курение, ожирение, потребление алкоголя и изменения в рационе питания. Если эта тенденция продолжится, возникнет несбалансированная демографическая ситуация, при которой небольшое число молодых людей будут вынуждены обеспечивать жизнь старших поколений.