Posted 16 сентября 2022,, 11:30

Published 16 сентября 2022,, 11:30

Science: кольца Сатурна могли образоваться из луны, разорванной на части

16 сентября 2022, 11:30
Фото: Kompas.com

Сатурн с его кольцами – один из самых впечатляющих объектов Солнечной системы. Ученые из Массачусетского технологического института предложили гипотезу, которая может объяснить необычный вид планеты, сообщает NewScientist.

Ось Сатурна наклонена примерно на 27 градусов по отношению к плоскости его орбиты, и этот наклон меняется со временем, как вращающийся на поверхности волчок. Это явление называется процессией, и ее скорость почти в точности совпадает со скоростью прецессии орбиты Нептуна. Это заставило астрономов предположить, что две планеты связаны так называемым резонансом.

Изучив данные космического аппарата НАСА «Кассини», ученые обнаружили, что на самом деле Сатурн находится за пределами этого резонанса, однако был вытеснен из него относительно недавно. Вероятнее всего, это случилось под влиянием луны, которая когда-то вращалась вокруг Сатурна, а затем была разрушена или выброшена из его системы, что заставило планету поменять положение. Если эта луна была уничтожена, то оставшиеся после нее обломки могли превратиться в кольца Сатурна.

Астрономы назвали исчезнувшую луну Кризалис, или Куколка – в честь стадии развития, которую проходит гусеница, превращаясь в бабочку. «Бабочка долго находится в состоянии покоя в фазе куколки, а затем освобождается из кокона и раскрывает крылья, – объясняют исследователи. – Точно так же это существовала маленькая льдистая луна, а затем она была разорвана на части, и из них появились кольца».

Судя по нынешнему наклону Сатурна, это событие произошло между 100 и 200 миллионами лет назад. Пока это всего лишь гипотеза. Чтобы подтвердить ее, могут потребоваться детальные наблюдения над Сатурном.

Исследование опубликовано в журнале Science.