Posted 15 августа 2017,, 08:06

Published 15 августа 2017,, 08:06

Ученые нашли спирт в карасях и золотых рыбках

15 августа 2017, 08:06
Норвежские исследователи установили, что караси и золотые рыбки научились сбраживать глюкозу в спирт. Это позволяет им долгое время обходиться без кислорода.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Scientific Reports.

Большая часть позвоночных животных не способна оставаться без кислорода на долгое время, но рыбы из рода Carassius умеют месяцами поддерживать жизнедеятельность в таких условиях. Ученые установили, что караси, а также их "родственники" золотые рыбки накапливают в организме довольно большое количество этилового спирта, который является продуктом спиртового брожения. Этот способ помогает карасям накапливать энергию так же, как это делают дрожжи.

Исследователи из Университета Осло отметили, что караси в отсутствие кислорода используют реакции спиртового брожения. Ученые обращают внимание на то, что для этого необходима пируватдекарбоксилаза, которой у позвоночных нет. Однако у карасей таким свойством обладает дополнительная форма пируватдегидрогеназы. Восемь миллионов лет назад у предков современных карасей и карпов произошло удвоение генома, в результате чего они приобрели и дополнительные копии ферментов.

Предполагается, что получившийся спирт рыбы выводят через жабры, но в тканях все равно остается достаточное его количество. Это делает карася и золотую рыбку привлекательным объектом для исследования механизмов толерантности к этанолу. Поддерживать минимальный уровень жизнедеятельности довольно долго рыбкам позволяет большой запас гликогена в печени.

Таким образом, в процессе эволюции караси и золотые рыбки приобрели уникальную для позвоночных способность утилизировать глюкозу с образованием спирта и таким образом обходиться без кислорода. Это позволило карасям заселить непригодные для других видов экологические ниши, например, маленькие пруды, которые зимой полностью промерзают, а летом зарастают.