Posted 15 июня 2022,, 08:33

Published 15 июня 2022,, 08:33

Астрономы обнаружили самую быстрорастущую за последние 9 млрд лет черную дыру

15 июня 2022, 08:33
Фото: ABC
Она имеет массу 3 миллиарда Солнц и каждую секунду пожирает эквивалент Земли.

Австралийские астрономы сообщили об обнаружении сверхмассивной черной дыры, которая растет с рекордной за последние 9 миллиардов лет скоростью. Об этом со ссылкой на научное издание Publications of the Astronomical Society of Australia пишет CosmosMagazine.

Открытие было сделано благодаря SkyMapper Southern Sky Survey – телескопу диаметром 1,35 метра, находящемуся в обсерватории Сайдинг-Спринг на севере Нового Южного Уэльса в Австралии. Он обнаружил чрезвычайно яркий квазар – активное ядро галактики на начальном этапе развития, которое питает сверхмассивная черная дыра.

Квазар, который получил имя J114447.77-430859.3, или сокращенно J1144, оказался самым ярким квазаром за последние 9 миллиардов лет космической истории. Для сравнения, испускаемый им свет в 7000 раз ярче, чем весь свет Млечного Пути. Что касается черной дыры, то она имеет массу 3 миллиарда Солнц и каждую секунду поглощает эквивалент одной Земли. Большой взрыв произошел примерно 13,8 миллиарда лет назад. Свет от новообнаруженной черной дыры шел к нам около 7 миллиардов лет. Астрономам известны и другие черные дыры столь же крупного размера, однако все они возникли гораздо раньше, когда слияния между галактиками происходили чаще.

Причиной сверхъестественной яркости J1144, считают исследователи, может быть столкновение двух больших галактик, в результате которого образовалось много газа. Черные дыры – пожиратели, и чем больше газа и пыли в них попадает, тем ярче квазары, которые она «выплевывает» в пространство.

Квазар J1144 достаточно яркий, чтобы его могли наблюдать астрономы-любители. Для этого, по словам авторов исследования, им понадобится телескоп диаметром 30-40 см.