Posted 15 апреля 2021,, 10:30

Published 15 апреля 2021,, 10:30

Древние авторы наскальных рисунков создавали их в условиях гипоксии

15 апреля 2021, 10:30
Израильские ученые высказали гипотезу, что в древности люди специально уходили глубоко в пещеры, где было трудно дышать, чтобы впасть в транс. В измененном состоянии сознания первобытные художники вступали в контакт с высшими силами, результатом чего и были наскальные рисунки.

Украшенные наскальными росписями пещеры времен позднего палеолита (40-35 тыс. лет) раскиданы по всей Европе. Больше всего пещерной живописи на территории Испании и Франции, самый известный пример – пещера Альтамира в Кантабрии, которую называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства». На рисунках в красно-черной гамме – в основном животные, а также абстрактные геометрические фигуры и отпечатки рук. Многие настенные росписи находятся в темных, душных местах, попасть в которые можно только через узкие проходы. Исследователи из Тель-Авивского университета попытались выяснить, почему люди каменного века предпочитали рисовать там, где не хватает ни света, ни кислорода, сообщает LiveScience.

Исследователи смоделировали на компьютере уровень кислорода в пещерах с наскальной живописью, путь в которые лежит через проходы в толще камня. Оказалось, что всего через 15 минут пребывания в таких пещерах концентрация кислорода падала с естественного для атмосферы Земли 21% до 18%, а иногда и до 11%. Влияло на это и то, что художники древности приносили с собой факелы, огонь от которых сжигал кислород.

Такие низкие уровни кислорода могут вызвать гипоксию – состояние, при котором человек испытывает головную боль, одышку, спутанность сознания и беспокойство. В то же время гипоксия увеличивает в мозге уровень гормона дофамина, что может вызывать галлюцинации и внетелесные переживания. Исследователи предполагают, что именно в поисках транса художники древности уходили в пещеры. «Вход в эти глубокие, темные пространства был сознательным выбором, – говорят ученые. – Пещеры имели особое значение для древних цивилизаций. Они рассматривались как порталы, которые соединяются с подземным миром».

Помимо огня от факелов, снижать концентрацию кислорода могли и другие факторы, например дыхание и естественные химические реакции, которые происходят в пещерах.

Результаты исследования опубликованы в издании The Journal of Archaeology, Consciousness and Culture.