Posted 14 августа 2020,, 10:28

Published 14 августа 2020,, 10:28

Реабилитирован посмертно: генетики выяснили, что Колумб не привозил сифилис в Европу

14 августа 2020, 10:28
Много веков версия о том, что это смертельное венерическое заболевание привезли в Европу из Америки моряки Колумба, считалась главной

В конце XV века в Европе разразилась эпидемия страшной болезни, превращавшая людей в гниющие куски плоти. Эпидемия сифилиса свирепствовала по всему континенту, ее жертвами стали около 5 миллионов человек. На протяжении веков историки и археологи обсуждали происхождение болезни, и одной из наиболее вероятных считалась версия, что сифилис был привезен из Америки Христофором Колумбом и его моряками.

Однако авторы нового исследования, изучив ДНК возбудителя сифилиса, извлеченную из останков девяти жителей Европы, обнаружили доказательства того, что эпидемия не была привозной: различные штаммы сифилиса циркулировали в Европе еще за десятилетия до путешествий Колумба. Об этом пишет журнал Science.

В многолетних спорах об обстоятельствах эпидемии сифилиса, разразившейся в Европе в 1495 году, сторонники так называемой «колумбийской» теории утверждали, что Колумб и его команда привезли с собой бактерию бледной трепонемы (Treponema pallidum), вернувшись в 1493 году из американского путешествия. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что скелеты коренных американцев, умерших еще до прибытия Колумба, имеют повреждения костей от фрамбезии, беджеля и других болезней, вызванных разными подвидами трепонемы. Вполне вероятно, что индейцы могли болеть и сифилисом. Противники этой теории, в свою очередь, считают, что сифилис циркулировал в Европе на протяжении веков, просто в конце XV века он стал более вирулентным.

Новая публикация, сделанная группой ученых в журнале Current Biology, предполагает, что Колумб был ни при чем. Авторы исследования изучили девять скелетов с подозрением на сифилис, которые были обнаруженыво время археологических раскопок в Финляндии, Эстонии и Нидерландах, проанализировав кости на наличие признаков трепонемной ДНК. После того как исследователям удалось восстановить и секвенировать ДНК трепонемы, обнаруженную в скелетах, и сравнить ее последовательности с современным штаммом сифилиса, выяснились любопытные детали.

Оказалось, что в те давние времена в Европе имел хождение широкий спектр трепонемных штаммов: не только сифилис, но и фрамбезия, которая сегодня встречается исключительно в тропиках, а также ранее неизвестный штамм, не имеющий современных аналогов. Выяснилось также, что сифилис существовал в Европе еще до плавания Колумба в Америку, а разнообразие штаммов свидетельствует о том, что патоген к тому времени вполне обосновался в Старом Свете.

На следующем этапе исследований ученые собираются провести скрининг еще большего количества скелетного материала из Старого и Нового Света и точно определить, какие штаммы бледной трепонемы присутствовали там до путешествий Колумба.

На фото лубочное изображение 1497 года: доктор изучает мочу больной пациентки по время первой европейской эпидемии сифилиса