Posted 14 июля 2021,, 15:04

Published 14 июля 2021,, 15:04

Японские генетики открыли водоросли с бисексуальным геном

14 июля 2021, 15:04
Фото: Eurekalert
Сотрудники Токийского университета обнаружили в реках недалеко от японской столицы пресноводные водоросли Pleodorina starrii, среди которых встречаются мужские, женские и бисексуальные особи.

Третий пол, обнаруженный японцами, отличается от гермафродитизма, сообщает Eurekalert. У видов, которые имеют два пола, особь-гермафродит, способная производить как мужские, так и женские половые клетки, обычно появляется на свет из-за необычной экспрессии генов. Однако у Pleodorina starrii три пола существуют при нормальной экспрессии генов. Это не редкость у растений и беспозвоночных, но у водорослей такое явление обнаружено впервые.

Три пола водорослей Pleodorina starrii исследователи определили как мужской, женский и бисексуальный. Последний получил такое обозначение благодаря тому факту, что способен производить мужские и женские половые клетки в одном генотипе. Pleodorina starrii представляют собой 32- или 64-клеточные организмы и имеют маленькие подвижные (мужские) и большие неподвижные (женские) половые клетки.

Надо заметить, что у эволюционно более древних живых существ половые клетки внешне похожи – в отличие от видов, которые эволюционировали сравнительно недавно. У последних между половыми клетками имеются существенные различия. Как, например, между крупной яйцеклеткой и маленькими сперматозоидами человека.

У Pleodorina starrii японские исследователи обнаружили специфичный мужской ген, который они назвали «ОТОКОГИ» (яп. «мужественный»), и группу женских генов, которые они назвали «ХИБОТАН» (яп. «алый пион»), а кроме того, ген «бисексуального фактора». Клетки генетически бисексуального P. starrii обладают как генами «ОТОКОГИ», так и генами бисексуального фактора. При этом они могут производить нормальные мужские или женские колонии, когда размножаются половым путем с другими колониями P. starrii.