Posted 13 декабря 2021, 07:44
Published 13 декабря 2021, 07:44
Modified 7 марта, 13:05
Updated 7 марта, 13:05
Двадцать четвертого ноября в 7:30 утра Кристиан Андерсен, исследователь инфекционных заболеваний из Scripps Research, получил в Slack мгновенное сообщение: «Этот вариант совершенно безумный». Так специалист-биолог по молекулярной эволюции Эндрю Рамбо из Эдинбургского университета реагировал на набор новых последовательностей генома SARS-CoV-2, размещенных на глобальной платформе GISAID. Три образца были собраны в Ботсване одиннадцатого ноября и секвенированы там же местными исследователями. Еще один образец был взят неделю спустя от заболевшего, который прилетел из Южной Африки в Гонконг.
К этому времени биологи в Южной Африке уже подняли тревогу. Несколько групп независимо друг от друга пытались выяснить, почему количество случаев заболевания резко возросло в Гаутенге, северной провинции, включающей Йоханнесбург и Преторию. А частная лаборатория под названием Lancet Laboratories заметила, что рутинные тесты полимеразной цепной реакции (ПЦР) на SARS-CoV-2 не смогли обнаружить ключевую цель, ген «S», во многих образцах, что ранее не наблюдалось ни с одной из мутаций вируса. Когда специалисты из Lancet Laboratories секвенировали восемь из этих вирусов, выяснилось, почему: геном настолько сильно мутировал, что тест не обнаружил ген.
24 ноября, в тот же день, когда Эндрю Рамбо сообщил о безумной мутации SARS-CoV-2, Южная Африка официально сообщила, что в стране обнаружен новый штамм коронавируса B.1.1.529. А уже 26 ноября Всемирная организация здравоохранения собрала по его поводу внеочередное заседание, на котором внесла штамм в список вызывающих озабоченность вариантов и дала ему имя «Омикрон».
Опасения вирусологов вызвали его мутации. Их оказалось очень много — больше 50 значимых изменений, из них тридцать четыре в гене спайк-белка. Эти мутации выглядели не случайными: многие из них ученые знали по другим коронавирусным вариантам, где они выполняли вполне конкретные функции. Целый букет изменений в «Омикроне» помогают штамму лучше прятаться от антител или более эффективно заражать клетки.
Результаты лабораторных экспериментов эффективности вакцинации против «Омикрона» на клеточных культурах выглядят очень тревожно. По некоторым данным, эффективность нейтрализации вируса при полной вакцинации снижается в 40 раз. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что снижение эффективности нейтрализации в 40 раз не равно сорокакратному снижению эффективности вакцин. Человек и его иммунная система устроены намного сложнее культуры клеток, поэтому прямо переносить результаты исследований in vitro на людей нельзя. Очевидно, что столь существенное падение эффективности нейтрализации скажется на реальной защите, которую дают вакцины, но для того, чтобы оценить его, необходимо собрать еще и эпидемиологические данные.
Руководитель инфекционного центра «Вектор» Роспотребнадзора Александр Семенов рассказал о другом неутешительном свойстве Омикрон-штамма коронавируса.
Как объяснил ученый, «Омикрон», как и Дельта-штамм, более способен к взаимодействию с эпителием легких — нижних дыхательных путей. Поэтому он быстрее спускается в легкие, вызывая пневмонию. «Это очень тревожно», — констатировал Семенов.
В свою очередь отражением воспалительного процесса в легких является кашель. Он наблюдается в восьмидесяти процентах случаев заболевания COVID-19. Это едва ли не самый распространенный симптом респираторных заболеваний любого происхождения.
Воспалительной процесс в легких – это причина нарушенного газообмена и оксигенации. Проявляется воспаление в снижении сатурации, то есть насыщения легких и крови кислородом.
Изменения в легких при ковиде видны по результатам компьютерной томографии и имеют характерный эффект «матового стекла». Это симптом, указывающий на инфильтрацию легкого, последствием которой могут стать спадение стенок альвеол, утолщение альвеолярных перегородок, гиповентиляция легкого. При ковиде матовое стекло в легких означает поражение альвеол SARS-CoV-2 и последующую атаку зараженных клеток микрофагами. Нарушение газообмена приводит к воспалению. На него указывают кашель, затрудненное дыхание, кислородная недостаточность.
При этом необходимо неотложно лечить сухой и надсадный ковидный кашель, который характеризуется болью в груди.
Учитывая схожесть симптомов и клинической картины COVID-19 с клинической картиной сезонных ОРВИ, Минздрав России рекомендует еще до постановки диагноза применять препараты против кашля.
Препаратом от сухого ковидного кашля, указанным в клинических рекомендациях отечественного Минздрава по борьбе с коронавирусом, является «Коделак Нео».
Это лекарственное средство подавляет непродуктивный кашель на уровне прямого действия на кашлевой центр. Но также оказывает отхаркивающее и противовоспалительное действие. «Коделак Нео» расширяет бронхи и бронхиолы, что уменьшает сопротивление в дыхательных путях, увеличивает поток воздуха в легкие, соответственно, повышая насыщение крови кислородом.
«Коделак Нео» отличается скоростью действия – останавливает кашель уже в течение тридцати минут после приема, а действие продолжается до двенадцати часов.
Безопасность «Коделака Нео» подтверждена результатами клинических исследований. Фармакологи из Венгрии изучили действующее вещество препарата на трех тысячах историях болезни и доказали эффективность препарата при кашле из-за острых инфекций нижних дыхательных путей – трахеита, ларингита и бронхита. Результаты их работы опубликованы в статье на PubMed.
Восстановление легочной функции крайне важно при лечении новой коронавирусной инфекции, каким бы штаммом SARS-CoV-2 она не была вызвана. Этому помогут препараты линейки Коделак как для сухого – «Коделак Нео», так и для влажного кашля – «Коделак Бронхо».