Posted 12 января 2020,, 17:20

Published 12 января 2020,, 17:20

Хорошие нервы спасут от кишечных инфекций

12 января 2020, 17:20
Учёные выяснили, что нервная система играет ключевую роль в борьбе с кишечными инфекциями
Сюжет
Болезни

Недаром поговорка гласит, что все болезни от нервов: ученые Йельского и Гарвардского университетов обнаружили, что в борьбе с кишечными инфекциями ключевую роль играет нервная система.

Мирное сосуществование дружественных кишечных бактерий и иммунной системы зависит от хорошо скоординированного обмена информацией между клетками иммунной системы и определенными клетками, выстилающими кишечник. До сих пор ученые были уверены, что эти два типа клеток играют центральную роль в производстве антибактериальных молекул, которые защищают от опасных инфекций.

Однако ученые из Йельской и Гарвардской медицинских школ обнаружили, что ответ бактериальным захватчикам дают нервные, а не иммунные клетки или выстилающие кишечную стенку клетки. Именно они и высвобождают борющиеся с инфекцией цитокины.

Полученные результаты позволяют по-новому оценить реакцию организма на бактериальные инфекции, вызывающие пищевые отравления и другие заболевания.

«Мы привыкли считать, что клетки иммунной системы и клетки кишечного барьера взаимодействуют, чтобы предотвратить вторжение бактерий, мобилизуя антимикробные белки»,- говорят ученые. – Однако это не соответствует действительности — именно нервная система диктует всем остальным, что им делать.»

Своеобразными пехотинцами в войне с кишечными патогенами, как оказалось, являются молекулы иммунной системы интерлейкин-18. Когда исследователи удалили IL-18 из иммунных клеток и из клеток, выстилающих кишечные барьеры, подопытные мыши все еще были способны противостоять кишечной инфекции, вызванной бактерией сальмонеллы. Но без IL-18, который производится клетками нервной системы, они были гораздо более восприимчивы к инфекции, что свидетельствует о ключевой роли этих молекул в борьбе с инфекцией.

«Полученные результаты дают возможность исследовать новые способы борьбы с инфекциями с помощью именно нервной системы», - заключают исследователи.