Posted 11 октября 2020,, 12:53

Published 11 октября 2020,, 12:53

Ученые: болота оказались полезнее для сохранения климата, чем высадка деревьев

11 октября 2020, 12:53
Фото: twitter.com
Европейские ученые считают, что сохранение существующих торфяников и восстановление старых поможет сдержать изменение климата. Болота связывают в два раза больше углеводорода, чем все леса планеты. Осушение болот приводит к выбросу СО2 в атмосферу в таком же объеме, как от авиации.
Климат

Елена Иванова

Результаты нового исследования были опубликованы в журнале Environmental Research Letters учеными из Потсдамского института изучения климатических изменений. Защита торфяников и восстановление старых болот и торфяников становится одним из важных шагов в сокращении эмиссии СО2. Болота и торфяники, содержащие большие запасы разлагающихся растений, которые накапливались веками, могут помочь сдержать постиндустриальное потепление до 2 градусов Целься, как это записано в Парижском соглашении.

Но без мер по защите и восстановлению «сократить возникновение парникового газа и попадания его в атмосферу будет сложно или почти невозможно», считает автор исследования, руководитель рабочей группы института Александер Попп.

Болота существуют повсюду на земле, как в тропиках, так и в более высоких широтах. Хотя болото занимает только 3% поверхности земли, но торф, залегающий в них, аккумулирует в два раза больше углекислого газа, чем все леса Земли. В нетронутых болотах почвы мокрые, и углеводороды остаются в интактном состоянии. Но если люди осушают болотистые почвы для сельскохозяйственных целей или с иной целью, углеводород окисляется и поступает в атмосферу в виде углекислого газа или иных парниковых газов, разогревая планету еще больше.

Этот процесс может длиться веками. Подсчеты показали, что из осушенных торфяников в воздух поступает такое же количество газа, как от всех самолетов на планете. Кроме того, осушенные болота легко возгораются, а горящие торфяники способны очень быстро возгонять в атмосферу еще большие объемы парниковых газов. В сентябре и октябре 2015 года из-за пожаров торфяников в Индонезии, которые были осушены для возделывания пальм на пальмовое масло, в воздух в день попадало столько же углекислого газа, сколько попадает в атмосферу от сжигания ископаемого топлива во всей Европе.

Восстановить болота можно, если туда начнет поступать вода, которая станет своего рода консервантом для разлагающейся растительности, предотвратив тем самым попадание СО2 в атмосферу. Кроме того, снизится опасность пожаров.

«Повторное увлажнение – ключевой элемент для улучшения ситуации», - говорит доктор Попп.

Множество расчетов при определении моделей изменения климата показывают, что к концу 21 века земля, используемая для сельского хозяйства и занятая лесами, будет аккумулировать больше углеводорода, чем его будет поступать в атмосферу. Но эти модели не учитывают углеводород, который поступит в воздух из болот. Если эти параметры будут приняты в расчет, исследователи увидят, что использование земли станет причиной большего объема эмиссии СО2, по сравнению хранящимися в ней запасами. Если оставить нетронутыми существующие болота и повторно увлажнить 60% осушенных территорий, земля начнет опять связывать больше углеводорода.

Майк Уэддингтон, биолог, также изучающий экосистемы болот в университете Макмастер в канадской провинции Онтарио, согласен с выводами немецких ученых. «Несмотря на то, что болота покрывают небольшие территории, они действительно связывают углеводород лучше всех других экосистем. Болота действительно важны для глобального регулирования климата,» - говорит доктор Уэддингтон.

Исследование указывает на важность болотных экосистем, в то время как абсолютное большинство моделей предлагает в качестве главного средства в борьбе с глобальным потеплением посадку деревьев на сельскохозяйственных землях.

«Если мы говорим о связывании углеводородов в экосистемах, речь почти всегда идет о посадке деревьев на осушенных болотистых территориях. Но это ошибка, если учитывать способность торфяников и заболоченных местностей хранить углеводород,» - говорит он.

Болота осушают дренированием, и вода просто утекает из них. В некоторых странах на месте болот не только сажают леса, но и добывают торф для использования его в виде топлива. Достаточно осушить только 10-15% болота, и можно начать добывать торф из всей экосистемы, говорит биолог. Восстановление болот можно произвести , если заблокировать дренажные канавы, тогда вода начнет снова увлажнять торф.

Исследователи не могли дать точные цифры, во что обойдется восстановление. Но даже если эти расходы окажутся выше расчетных, результаты исследования это не затронет, ведь речь идет лишь о 3% площади Земли.