Posted 11 марта 2021,, 10:25

Published 11 марта 2021,, 10:25

Генетики изучили ДНК жертв массовой резни, случившейся 6200 лет назад в Хорватии

11 марта 2021, 10:25
Фото: Mario Novak, copyright by Institute for Anthropological Research
Ученые считают, что страшная находка подтверждает тезис: насилие было присуще человеческому обществу многие тысячи лет назад.
Насилие

В братской могиле в Поточани (Хорватия) археологи обнаружили останки 41 человека, убитого 6200 лет назад, сообщает NewScientist. Для 38 из них сотрудники Института антропологических исследований в Загребе сумели секвенировать ДНК и узнать возраст, пол и происхождение.

Оказалось, что среди погибших – представители обоих полов и почти всех возрастных групп: 21 мужчина и 20 женщин, самому юному около 2 лет, самому старому – около 50, половине людей на момент смерти было меньше 17 лет. Радиоуглеродное датирование показало, что все они были убиты и похоронены в 4200 году до нашей эры.

На 13 черепах исследователи обнаружили следы травм головы, вероятно, вызванных тупым оружием. Как полагают ученые, жертвы стояли на коленях или лежали, когда их ударили сзади. Признаков заживления ран нет, это говорит о том, что смерть, скорее всего, была мгновенной.

Все 38 людей имели сходную родословную, но только 11 из них были связаны семейными узами. Целью резни не была конкретная семья или конкретная группа. Как говорят исследователи, в отличие от других примеров массовых убийств в доисторических общинах в Медном веке, людей в Хорватии убили без разбора: среди жертв представители обоих полов, всех возрастных групп и нескольких семей. А присутствие женщин и детей говорит о том, что бойня не была результатом военного сражения или карательным убийством за некие проступки.

Что именно вызвало жестокую казнь нескольких десятков людей, исследователи сказать затрудняются. Однако, по их словам, наиболее вероятные факторы, которые могли привести к резне, – «неблагоприятные климатические условия» и растущее население.

«Данные показывают, что организованное насилие в этот период могло быть массовым, и что массовые убийства были важной чертой жизни в исторические и доисторические времена, – пишут авторы исследования. – Насилие в массовом масштабе присутствует в человеческих обществах по меньшей мере в течение последних 13 000 лет».

Исследование опубликовано в журнале PLOS ONE.