Posted 11 марта 2020,, 16:13

Published 11 марта 2020,, 16:13

И последние станут первыми: по генам невозможно предсказать успехи в учебе

11 марта 2020, 16:13
Ученые считают, что влияние родителей, сверстников, педагогов, а также простое везение для успехов в учебе важны не меньше, чем ДНК

Согласно новому исследованию сотрудников Бристольского университета, результаты которого опубликованы в журнале eLife, генетические данные школьников не позволяют с достаточной точностью предсказать их успехи в учебе.

Прежде чем прийти к этому выводу, исследователи проанализировали данные генетических анализов и школьные отметки 3500 детей, принимавших участие в исследовании «Дети 90-х» в Бристоле. Ученые сопоставили результаты экзаменов каждого ребенка в возрасте 7, 11, 14 и 16 лет с его полигенным баллом – показателем, который позволяет по ДНК человека предсказать его будущие успехи в образовании.

Анализ показал, что, хотя генетические оценки до известной степени предсказывали образовательные успехи, эти прогнозы были не точнее, чем те, которые можно построить, исходя из таких данных, как уровень образования родителей или социально-экономическое положение семьи.

Так, например, некоторые ученики с низким полигенным баллом, участвовавшие в исследовании, в возрасте 16 лет показали превосходные успехи в учебе. Кое-кто из тех, кто, судя по генам, должен был оказаться в числе наименее успевающих 5%, на самом деле был среди 5% лучших учеников. То есть предсказать, насколько хорошо будет учиться ребенок, по его ДНК оказалось невозможно.

На популяционном уровне исследователи обнаружили, что дети с более высокими полигенными баллами в среднем имели более высокие результаты экзаменов, чем дети с более низкими полигенными баллами. Однако для прогнозирования индивидуальных образовательных результатов или для персонифицированного обучения генетика оказалась бесполезной.

Как объясняют авторы работы, успехи в образовании – вещь невероятно сложная, зависящая от большого числа факторов, включая родителей, семейное окружение, личность, интеллект, генетику, учителей, сверстников, школу, а также – что часто упускается из виду – случайности и везение. Из-за этой сложности предсказать, насколько эффективно конкретный ученик будет управляться со своей ДНК, почти нереально.

Наиболее значимая для прогнозирования будущих успехов в учебе информация, считают ученые, это то, насколько хорошо ребенок успевал в школе в раннем детстве. Кроме того, важен уровень образования родителей.