Posted 10 декабря 2018,, 19:07

Published 10 декабря 2018,, 19:07

Под землей обнаружили огромное количество неизвестных живых существ

10 декабря 2018, 19:07
Фото: Mariusz Prusaczyk
Казалось бы, мы давно всё знаем хотя бы о своей планете - давно сделаны все географические открытия, изучены высокие горы и океанские впадины. Но стоило более внимательно заглянуть под землю и оказалось, что тут еще непаханое поле деятельности для колумбов и магелланов XXI века.

Геофизики, работающие в глобальной исследовательской программе Deep Carbon Observatory выступили с сенсационным заявлением: недра Земли населяет огромное количество живых существ. Их биомассу они оценивают примерно в 20 гигатонн. Для сравнения - все организмы, живущие на поверхности Земли (кроме растений) весят в сумме 100 гигатонн (80% этой массы - обычно невидимые невооруженному глазу микробы), а вес всего человечества и домашних животных людей - 0,16 гигатонны.

Речь идет, разумеется, не о каких-то подземных чудовищах, а тоже о микробах, только подземных. Но их биомасса впечатляет - всего вчетверо меньше, чем у наземных микробов и в 130 раз больше человечества и его кошек, собак, коров и свиней.

"Коллектив исследователей под руководством Кары Маньябоско из Нью-Йорка оценил численность населения недр континентов планеты в 10 в 29-й степени (сто триллионов квадриллионов) клеток, - сообщает издание "Сноб". - Ученые из Теннесси утверждают, что значительную часть этого живого царства составляют совершенно неизвестные и неизученные группы организмов, которые невозможно культивировать в лаборатории. По-видимому, подавляющее большинство этого изобилия — бактерии и археи. Однако сопредседатель коллаборации Митч Согин полагает, что полученные данные могут бросить вызов привычному разделению земной жизни на бактерии, археи и эукариоты, предложенному в 1977 году Карлом Вёзе. Возможно, именно в недрах планеты удастся обнаружить самые первые, ранее неизвестные ответвления древа жизни. По мнению исследователей, до ¾ разнообразия земных микробов предстоит обнаружить именно под землей".

Свои выводы ученые из Deep Carbon Observatory сделали на основании данных от более чем трехсот исследователей со всего мира, которые в свою очередь собирали их по данным от результатов бурения земной коры в сотне разных точек на всех континентах, а также при бурении морского дна. Подземные микробы были обнаружены на глубинах до 5 км под поверхностью континентов и более чем 10 км под поверхностью океана. Среди них есть невероятно живучие формы жизни. Так, архея Geogemma barossii способная жить и размножаться при температурах до +121 .

Ученые предполагают, что эти микробы - вовсе не результат эволюции наземных. Возможно, как раз наоборот - именно они и стали пионерами живого, что позволяет серьёзно пересмотреть все ранее обнародованные теории о происхождении жизни на Земле. Им далеко не всегда необходим кислород, а источник питания некоторых - водород, выделяемый из земной мантии. Работы, которые геофизики намерены представить на своем конгрессе, говорят, что поеданием водорода там дело далеко не ограничивается: экосистема недр очень сложна и включает множество взаимозависимых компонентов.

Ученые отмечают, что с их исследованиями нелишне ознакомиться как минимум геологам и тем, кто занят добычей полезных ископаемых или излишне озабочен борьбой с глобальным потеплением. Например, у некоторых борцов появилась идея закачивать под землю углекислый газ, чтобы хоть как-то снизить его концентрацию в атмосфере. Оказывается, некоторые подземные микробы этому очень рады и отвечают таким бурным размножнием, что способны очень быстро забить своей массой скважины. Другие же подземные микробы могут дать ключ к поискам долголетия: они живут едва ли не вечно и делятся раз в сотни миллионов лет.

Наконец - из этого исследования следует самый сенсационный вопрос - если подобная жизнь есть в глубинах Земли, то почему бы ей не быть в глубинах Марса и других планет?