Posted 10 сентября 2019, 16:19
Published 10 сентября 2019, 16:19
Modified 7 марта, 15:22
Updated 7 марта, 15:22
Считается, что свидания – важная часть подростковой жизни: они помогают найти себя и узнать других, развивают социальные навыки и способствуют эмоциональному росту. Однако новое исследование учёных говорит о том, что тинейджеры, которые пренебрегают личной жизнью, ничего не теряют. Более того, в некотором смысле они даже более успешны.
Ирина Зиганшина
К такому ломающему стереотипы выводу приходят ученые из Университета Джорджии, опубликовавшие свое исследование в Journal of School Health.
У большинства подростков к 15-17 годам появляется некоторый романтический опыт, говорят авторы новой работы. Эта количественная закономерность заставила исследователей предполагать, что свидания в подростковом возрасте – образец нормативного поведения, и те, кто на них ходит, вовремя преодолевают важный этап в своем психологическом развитии. Но если нормально именно такое поведение, не значит ли это, что тинейджеры, пренебрегающие личной жизнью, - социально дезадаптированные маргиналы?
На этот вопрос и попытались ответить ученые из Джорджии, изучавшие, отличаются ли нелюбители свиданий от своих более активных сверстников по уровню развития эмоциональных, межличностых и адаптивных навыков.
В ходе исследования были проанализированы данные около 600 учеников 6-12 классов из Джорджии. Каждую весну в течение 7 лет школьники указывали в анкете, встречались ли они с кем-то, а также рассказывали о своей социальной и эмоциональной жизни: отношениях с друзьями, дома и в школе, симптомах депрессии и суицидальных мыслях. Их преподаватели также заполняли анкеты, оценивающие социальные умения, лидерские качества и склонность к депрессии каждого из учеников.
В результате, как ни удивительно, оказалось, что студенты, которые имели единичный опыт свиданий или не имели его вообще, имели сходные или даже лучшие навыки межличностного общения, чем те, у кого была активная личная жизнь. И та и другая группа примерно одинаково оценивала свои позитивные отношения с друзьями, родственниками и учителями. А вот учителя считали, что социальные навыки и лидерские качества нелюбителей свиданий значительно выше.
Кроме того, эта группа оказалась гораздо благополучнее в отношении депрессии: об этом свидетельствовали и оценки учителей, и личные самохарактеристики школьников.
Таким образом, резюмируют авторы исследования, школьники, которые не ходят на свидания, ничего не теряют, и никакого повода считать их неполноценными нет. Их развитие следует по иной траектории, чем у сверстников, – и, возможно, в чем-то она предпочтительнее, учитывая, что социальные навыки у таких школьников оказались более высокими, а уровень депрессии ниже. В любом случае, подросток должен иметь свободу выбора и сам решать, встречаться ему со сверстниками или нет, поскольку и тот и другой вариант является приемлемым и здоровым.