Posted 10 марта 2020,, 12:50

Published 10 марта 2020,, 12:50

Поторопились! Заявления китайских ученых о мутации коронавируса – это спекуляция

10 марта 2020, 12:50
Европейские и американские специалисты считают разговоры о двух штаммах большим преувеличением со стороны китайских коллег

Новый коронавирус, как и все остальные вирусы, может мутировать,то есть претерпевать небольшие изменения в своем геноме. О том, чем это чревато, пишет научный портал Live Science.

Если верить исследованию группы китайских ученых, опубликованному на прошлой неделе в журнале National Science Review, SARS-CoV-2 уже мутировал. Проанализировав геномы коронавирусов, взятые у 103 уханьских пациентов с COVID-19 – заболеванием, вызванным SARS-CoV-2, исследователи обнаружили различия в геномах, и заявили о существовании двух штаммов коронавируса – типа L и типа S, первый из которых был объявлен менее распространенным, но более агрессивным.

Однако далеко не все европейские и американские ученые с этим согласны. Так, эксперты из Йельской школы общественного здравоохранения и Университета Базеля, к которым Live Science обратился за комментариями по этому поводу, считают выводы китайских коллег спекуляцией. Хотя бы потому, что мутации, на которые ссылались авторы исследования, так малы, что не могут приниматься во внимание: при длине SARS-CoV-2 около 30 000 нуклеотидов (нуклеотиды – основные строительные блоки генов) мутации были обнаружены не более чем в двух нуклеотидах. Столь незначительные изменения вряд ли способны оказать какое-то влияние на функционирование вируса, поэтому заявлять о существовании двух штаммов неправомерно. Кроме того, в поле зрения исследователей было лишь 103 случая – это очень маленькая выборка из общей популяции. Чтобы понять, как развивается вирус, необходимо иметь более крупный набор данных, и обычно на подобные наблюдения уходят годы.

Как утверждают специалисты, нам вообще не стоит переживать о том, что вирус мутирует во время вспышки. Разумеется, слово «мутация», подразумевающее неожиданные и неконтролируемые изменения, не может не пугать. На самом деле, говорят биологи, мутации – естественная часть жизненного цикла вируса и редко оказывают существенное влияние на вспышки. Те мутации, которые не приносят пользы вирусу, обычно устраняются путем естественного отбора, а другие выживают и внедряются в «средний» геном вируса.

Такие признаки, как тяжесть вируса и способность передавать его другим, кодируют сразу несколько генов. Поэтому, чтобы эти признаки проявились, необходимо, чтобы сразу несколько генов подверглись мутациям. Несмотря на высокую частоту мутаций среди вирусов, получить такие серьезные изменения в столь короткий временной промежуток почти невозможно, говорят ученые.

По этой причине, например, не стоит волноваться и разработчикам вакцины: SARS-CoV-2 – это все еще один вирус. Теоретически, когда вакцина будет выпущена, вирус может адаптироваться к ней и развить устойчивость. Однако, учитывая, что другие подобные вирусы, например те, что вызывают корь, паротит и желтую лихорадку, не развили устойчивости к вакцинам, такой сценарий маловероятен.

В том, что вирус мутирует, для ученых есть даже положительный момент: это помогает проследить этапы его развития. Так, например, группа исследователей в Бразилии недавно изучала SARS-CoV-2, полученный от двух пациентов с COVID-19, и секвенировала полные геномы обоих образцов вируса. Оказалось, что геномы отличаются не только друг от друга, но и от геномов образцов вируса, секвенированных в Ухане. У одного бразильского пациента коронавирус напоминал геном, обнаруженный в Германии, а у другого ­– обнаруженный в Великобритании.