Posted 10 февраля 2021,, 07:11

Published 10 февраля 2021,, 07:11

В обитателях Японского моря обнаружили вещество для лечения рака

10 февраля 2021, 07:11
Фото: Bernard Picton / commons.wikimedia.org
Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в Приморье и университета Женевы обнаружили природное вещество для лечения рака в иглокожих обитателях Японского моря. Сделанное учеными научное открытие существенно удешевит производство антираковых препаратов.

Ученые сообщили о выделении производного порфирина для лечения рака из представителя иглокожих — офиуры, добытой на глубине 15-18 метров в заливе Богдановича на острове Русский.

Офиуры — донные морские животные, внешне похожие на морских звезд, ползающие по дну при помощи извивающихся лучей. Благодаря им они получили свое второе название — змеехвостки. До этого момента применяемое в антираковой терапии производное порфирина приходилось синтезировать в лабораториях. У ученых не было доказательств его природного происхождения.

«Нам удалось получить соединение простым методом из природного источника. Открытие может послужить делу развития биомедицины и, в частности, разработкам в области таргетированной антираковой терапии, основанной на натуральных соединениях», — цитирует «Интерфакс» заявление заведующего лабораторией фармакологии природных соединений Школы биомедицины ДВФУ Владимира Катанаева.

Исследователи полагают, что сделанное ими научное открытие расширит возможности для лечения рака груди и других органов. При этом сама процедура лечения станет дешевле.

Если ученым удастся доказать эффективность открытого вещества и масштабировать его природное производство методами марикультуры, они надеются таким образом оптимизировать применяемые сегодня методы синтеза, сделав их проще и доступнее. Сейчас ученые намерены выяснить, при каких условиях офиуры вырабатывают порфирин, и требуются ли им для этого какие-то диетические предпочтения. Исследователи также намерены изучить, все ли иглокожие вырабатывают лекарственное соединение, или же это особенность локальных обитателей морского дна в районе острова Русский.

Ранее вещества, выделенные из морских обитателей, уже ложились в основу антираковых препаратов. Одним из таких примеров служит препарат «Плитидепсин», который впервые появился на рынке лекарств около 20 лет назад под торговой маркой «Аплидин». Его изготавливают из морских животных асцидий, в том числе из разновидности асцидий Aplidium albicans, которые обитают у побережья острова Ибица в Средиземном море.

Разработкой и продажей лекарства занимается испанская фирма PharmaMar. Лекарство «Плитидепсин» в 2004 году было зарегистрировано Европейским агентством лекарственных средств как вещество, помогающее при лечении множественной миеломы. Сейчас ученые тестируют этот препарат на добровольцах, пытаясь выяснить его эффективность при лечении новой коронавирусной инфекции.