Posted 10 января 2018,, 06:42

Published 10 января 2018,, 06:42

Modified 7 марта, 17:03

Updated 7 марта, 17:03

Утечка радиации есть, а опасности - никакой? Что происходит в Радиевом институте

Утечка радиации есть, а опасности - никакой? Что происходит в Радиевом институте

10 января 2018, 06:42
Одно из зданий Радиевого института в Петербурге начало уходить под землю, потому что стал проседать фундамент корпуса, где фильтруется воздух из производственных помещений. Здание находится во Втором Муринском проспекте, № 28. Именно в этом корпусе ученые работают с радиоактивными веществами и материалами.

Надежда Попова

"Новые известия"неоднократно писали о том, что в Радиевом институте Петербурга есть серьезные проблемы - утечки радиоактивных отходов. Этими утечками еще в конце октября занялась прокуратура Петербурга. Но до общественности результаты прокурорской проверки пока не дошли. А - тут новая напасть...

- Именно на площадке института на Втором Муринском проспекте есть хранилище радиоактивных материалов, выведенное из эксплуатации, и есть признаки радиационного неблагополучия, - говорит депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов.

Напомним, что еще в 2012 году Радиевый институт проводил специальное исследование, подтвердившее аварийное состояние системы для сбора опасных отходов. 6 июля 2017 года институт разместил госзаказ на 48,4 млн. рублей для демонтажа части системы сбора жидких радиоактивных отходов. Кстати, тогда "Новым известиям" и стало известно, что именно в Радиевом институте были разработаны промышленные способы получения самых "ядовитых" радионуклидов: радия, полония-210 и плутония-238.

Проверку в Радиевом институте проводили уже несколько раз. Специалисты выборочно замеряли уровень гамма-излучения. Они обнаружили, что контрольных точках №10 и №11 уровень излучения превышен. Эти точки расположены в непосредственной близости от колодца для приема жидких радиоактивных отходов. Но учёный секретарь института Игорь Смирнов полагает, что ничего опасного нет:

-Вся пресса живёт за счёт сенсаций. А вот кто это всё устроил, это, конечно, интересно...

Начальник отдела координации аварийных работ Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Игорь Березин заверил, что «ничего опасного и нехорошего» в истории с Радиевым институтом нет: «Просто перестарались немножко с обоснованием технического задания».

Получил ответ на свой депутатский запрос и Михаил Амосов.

«Оснований предполагать, что для персонала Радиевого института им. В.Г.Хлопина и проживающего в непосредственной близости населения существует угроза безопасности при условии соблюдения (институтом) установленных требований безопасности, нет», - пишет руководитель Северо-Европейского межрегионального территориального управления Ростехнадзора Сергей Перевощиков.

Но уровень радиации превышен на территории Радиевого института в 10 раз. У крышки смотрового люка приема жидких радиоактивных отходов приборы показали 2,2 мкЗв/час, что превышает фоновые значения в 10 раз.В 20 см от крышки люка – 1.5 мкЗв/час. что превышает фоновые значения в 5 раз. В целях обеспечения радиационной безопасности люк огорожен. И возле него появился знак «Радиационная опасность».

-Международный предел для населения – 1 мЗв в год, – говорит Рашид Алимов, руководитель проектов энергетического отдела Гринпис России. – Соответственно, около этих предметов можно набрать годовую предельную норму за полчаса.

В особой группе риска находятся дети. Рядом с проблемными объектами Радиевого института располагаются 2 школы, 6 детских садов и многонаселенный жилой район. У взрослых иммунная система сформирована. А у детей такой защиты нет. Детский организм перед радиацией беззащитен.– Важно понимать, что если в организм попадает радиоактивная частица, например, с дыханием, то она продолжает воздействовать на организм точечно (например, в легких), даже когда вы ушли от этого места, – продолжает Рашид Алимов. – Принято считать, что на каждый полученный 1 Зв – т.е. 1000 мЗв (всех видов излучений, включая медицинское, природное) шанс умереть от рака повышается на 5% (т.е. 5% примерно полмесяца под таким облучением, если мы не считаем, что что-то попало внутрь организма; а за год – все шансы). Помимо вероятностного эффекта (умереть от рака), ряд ученых прослеживает воздействие радиации, даже в малых дозах, на иммунитет и течение других заболеваний.

- Но все замеры производились специалистами Радиевого института, - удивляется депутат Михаил Амосов, - и анализ грунта проводился там же.

Михаил Амосов полагает, что все исследования должны были проводиться независимыми экспертами, а не специалистами Радиевого института.

- Мне кажется, что «для чистоты эксперимента» пробы надо было бы изучать в какой-то независимой лаборатории, - уверен Михаил Амосов. - Например, в том же Ростехнадзоре, где такая лаборатория должна быть.

Но Ростехнадзор отказался проводить такие исследования, повесив проблему на прокуроров. А питерские прокуроры пока загадочно молчат. Дефицит информации, разумеется, порождает страхи и фантазии на тему радиационного поражения.

Напомним, что Радиевый институт им. Хлопина был создан в 1922 году. С 1967 года главная площадка института находится именно на Втором Муринском проспекте. Тогда этот проспект был ещё окраиной Северной Пальмиры. Но через несколько лет вокруг института появился густонаселённый район.

Но какое именно здание стало уходить под землю? Это двухэтажный корпус под №6. Построен в 1970 году. Общая площадь строения - 686 кв. метров. В корпусе установлен вентиляционный центр . Он работает 24 часа. И установлены специальные фильтры для очистки воздуха из производственных помещений института. Вот в этом-то здании и начались осадочные процессы и пошли трещины в кирпичной кладке . Это строение эксплуатируется как объект 2-го класса радиационной опасности.

"