Posted 9 октября 2020, 09:54
Published 9 октября 2020, 09:54
Modified 7 марта, 14:19
Updated 7 марта, 14:19
Яркий пример того, как в цивилизованных странах принято относиться к своим гражданам продемонстрировал своему российскому коллеге Дональд Трамп. Научному сообществу давно известно, что цикл производства вакцин составляет не менее года, а во многих случаях и еще более продолжительное время. Именно поэтому известие о первых вакцинированных гражданах России привело ученых всего мира в шок. Они совершенно справедливо отметили, что такого рода «сенсации» делаются исключительно с пропагандистскими целями и не имеют никакого отношения к настоящей медицине. Зато отношение к ней имеет решение Трампа, которого тоже подмывало поскорее, еще до выборов, одарить американский народ чудодейственной вакциной. Не получилось. Вот что пишет об этом в своем блоге политолог Алексей Макаркин:
«Дональд Трамп потерпел поражение в борьбе с научным сообществом. Он был вынужден отказаться от планов начать вакцинирование американцев перед выборами. Не скрывая своего разочарования, президент заявил, что рассчитывал на начало применения вакцины в октябре, но в дело вмешалась политическая конъюнктура. Прозрачно намекая на то, что противники ускоренной регистрации вакцины из числа специалистов из Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и многочисленных ученых, симпатизируют демократам.
Что, в общем, не исключено – профессора, действительно, реже голосуют за Трампа, чем фермеры. Но в данном случае политика ни при чем, а политическими интересами руководствовался именно президент. Сейчас проходит третья фаза испытания нескольких вакцин – и минимальные научные требования предусматривают двухмесячный срок наблюдения за участниками исследования на предмет побочных эффектов. Причем срок считается от получения ими второй дозы вакцины. Затем требуется анализ данных специалистами – и только потом можно запускать вакцину в массовый оборот.
О возможности завершить процедуры до окончания двухмесячного срока – то есть в октябре - из всех компаний-разработчиков заявляла только Pfizer – именно на ее вакцину делал ставку Трамп. Тем более, что испытания конкурирующей вакцины от AstraZeneca были в США приостановлены до полного выяснения двух спорных случаев, связанных с подозрениями на серьезные побочные эффекты. Moderna тоже не успевала завершить исследования в октябре.
Но намерение Pfizer ускорить процесс вызвало неприятие со стороны немалой части научного сообщества - более 60 ведущих исследователей и специалистов по биоэтике заявили, что Pfizer следует подождать по крайней мере до конца ноября, прежде чем обращаться за получением разрешения от FDA на экстренное использование своей вакцины, так как «для достижения успеха у общественности должна быть полная уверенность в вакцине и научных исследованиях, стоящих за ней», а поспешная регистрация вакцины «серьезно подорвет общественное доверие и отбросит усилия по достижению широкой вакцинации».
В этой ситуации Белый дом отступил, согласившись с двухмесячным сроком. Он не смог опереться на столь же авторитетное альтернативное мнение какой-либо части научного сообщества – его просто нет. А чиновники не только прислушиваются к ученым, но и не хотят рисковать в условиях медийной прозрачности, когда любые «побочки», ведущие к тяжелым последствиям, быстро станут достояние общественности. И смогут не только отпугнуть людей от участия в вакцинации, но и стать предметом уголовного расследования. Трамп как азартный политический игрок был готов рискнуть – но даже часть его окружения, не говоря уже о профессиональных госслужащих, не хотели идти на столь значительные риски...»