Posted 9 октября 2020,, 09:39

Published 9 октября 2020,, 09:39

Ученые выяснили, почему каждый сотый человек считает приятной вонь тухлой рыбы

9 октября 2020, 09:39
Исландские ученые выявили редкую генетическую мутацию: часть людей благодаря дефекту гена, отвечающего за ольфакторное восприятие, считает приятными запахи тухлой рыбы, пота и мочи.

Генетики из рейкьявикской биофармацевтической компании deCODE Genetics опубликовали в журнале Current Biology результаты своего исследования, согласно которому 2% их соотечественников и примерно 1% всех остальных жителей Земли несут в себе мутацию, позволяющую им не испытывать дискомфорта от запахов, которые большинству людей кажутся невыносимыми, сообщает The New York Times.

11 тысяч человек, принявших участие в исследовании, просили понюхать шесть палочек, пропитанных синтетическими запахами, напоминающими ароматы корицы, мяты, банана, лакрицы, лимона и рыбы. Их попросили идентифицировать каждый запах, а также оценить его интенсивность и приятность.

Самым узнаваемым оказался запах рыбы, он же получил самые низкие оценки по шкале приятности. Однако небольшая группа людей отнеслась к нему с энтузиазмом. Как оказалось, все они имели генетическую мутацию, выводящую из строя ген под названием TAAR5. TAAR5 участвует в создании белка, который распознает химическое вещество под названием триметиламин, содержащееся в гнилой и ферментированной рыбе, а также в некоторых биологических жидкостях, включая человеческий пот и мочу.

Большинство людей имеют неповрежденную версию TAAR5 и потому считают рыбный аромат более или менее отталкивающим: вероятно, когда-то эта способность помогала нашим предкам избегать испорченной пищи. Но те, у кого этот ген дефектный, этого не чувствуют. Участники исследования, к примеру, принимали запах рыбы за запах десерта, кетчупа, а некоторым в нем даже мерещилось что-то цветочное.

То, что этот ген оказался дефектным у каждого пятидесятого исландца, вероятно, можно объяснить тем, что рыба занимает видное место в национальном меню, причем зачастую это очень запашистая рыба, например ферментированный скат или хаукарль – исландская тухлая акула. В других местах: Швеции, Южной Европе и Африке – таких обонятельно толерантных людей оказалось меньше – примерно 1%.