Posted 9 июля 2021,, 09:58

Published 9 июля 2021,, 09:58

Астробиологи обнаружили на спутнике Сатурна Энцеладе признаки жизни

9 июля 2021, 09:58
Фото: The Planetary Society
На спутнике могут быть глубоководные гидротермальные источники – тот же тип окружающей среды, который стал колыбелью жизни на Земле.

Энцелад – один из 82 спутников Сатурна, его диаметр 504 километра. В 2005 году межпланетный зонд NASA «Кассини Сатурн» обнаружил вблизи его южного полюса гейзеры, которые выбрасывали в космос из трещин, напоминающих тигровые полосы, частицы водяного льда, напоминает LiveScience. Считается, что этот фонтан питает кольцо Сатурна Е, а его источником является океан, воды которого плещутся под ледяной оболочкой Энцелада.

Помимо водяного льда, зонд «Кассини» обнаружил во время облета спутника много других соединений, самыми интересными из которых ученым показались дегидроген и метан. Астробиологи из Аризонского университета, опубликовавшие статью в журнале Nature Astronomy, считают, что дегидроген вероятно, образуется в результате взаимодействия горных пород и горячей воды на морском дне Энцелада. То есть на спутнике есть глубоководные гидротермальные источники – тот же тип окружающей среды, который был колыбелью жизни на Земле.

На Земле гидроген обеспечивает энергией микробы, которые производят метан из углекислого газа. Нечто подобное может иметь место и на Энцеладе, учитывая, что в его шлейфе обнаружены углекислый газ и огромное количество метана.

Ученые построили серию математических моделей и обнаружили, что метан на Энцеладе действительно может быть биологического происхождения: имеющиеся на спутнике количестве гидрогена могут поддерживать популяцию микробов.

При этом, подчеркивают ученые, эти выводы не говорят однозначно, что в море Энцелада есть жизнь. Возможно, метан на спутнике появляется в результате абиотических реакций, которые не встречаются на Земле. Это вполне вероятно, учитывая, что Энцелад мог образоваться из богатого органикой материала, доставленного кометами, как полагают некоторые ученые. Однако и «гипотезу жизни» пока отбрасывать нельзя.