Posted 9 апреля 2020,, 10:19

Published 9 апреля 2020,, 10:19

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Не помогает, а убивает! Врачи уже отказываются от использования аппаратов ИВЛ

Не помогает, а убивает! Врачи уже отказываются от использования аппаратов ИВЛ

9 апреля 2020, 10:19
Статистика показывает, что на «вентиляторах», которые считались самым важным средством для борьбы с пандемией, умирает до 86% пациентов

В то время как чиновники от здравоохранения рапортуют о количестве аппаратов искусственной вентиляции легких как главном показателе готовности к эпидемии, столкнувшиеся с коронавирусом врачи предпочитают обходиться без ИВЛ, насколько это возможно.

Ирина Зиганшина

Об этой тенденции пишут сегодня многие издания, в том числе The Associated Press. Причина осторожности в обращении с аппаратами ИВЛ заключается в том, что многие больницы сообщают о необычно высоком уровне смертности среди пациентов с коронавирусом на вентиляторах, как называют их врачи. Суть работы вентилятора заключается в том, что он проталкивает кислород в легкие, когда они уже не могут выполнять свою функцию самостоятельно. Перед этим пациенту делают седацию, а затем вставляют в горло трубку. Так как новый коронавирус с нами сравнительно недолго, статистики пока немного. Однако та, что есть, показывает, что смертельные случаи у пациентов с COVID-19, которым делают ИВЛ, встречаются значительно чаще обычного. Как говорят эксперты, в обычной практике при применении аппарата ИВЛ умирает от 40% до 50% пациентов с тяжелым поражением легких – острым респираторным дистресс-синдромом.

Коронавирусная статистика заметно хуже. Так, например, по заявлению властей Нью-Йорка, там умерло 80% и более пациентов с коронавирусом, помещенных на ИВЛ. Аналогичные сообщения поступили из Китая и Великобритании: в одном из британских отчетов называется цифра 66%, а небольшое исследование в Ухане показало, что умерли 86%.

Причина такой высокой смертности неясна. Возможно, это связано со слабым состоянием пациентов еще до заражения или с тем, что к моменту подключения они становились уже безнадежно больны. Но некоторые специалисты задаются вопросом, не может ли сама ИВЛ быть причиной ухудшения состояния здоровья. Практикующие врачи знают, что такое действительно случается: когда кислород под высоким давлением выталкивается в альвеолы, он может травмировать ткани легких. Зная это, необходимо быть осторожным, ограничивая силу давления и размер «вдоха», который производит аппарат.

Есть также статистика, что пациенты с коронавирусом, как правило, находятся на ИВЛ гораздо дольше, чем другие виды пациентов. Так, если больным бактериальной пневмонией достаточно побыть на ИВЛ сутки или двое, то пациенты с коронавирусом могут лежать под вентилятором и неделю, и две. Но и это часто не помогает: многие умирают.

Если в начале вспышки считалось, что пациента следует помещать на ИВЛ как можно раньше, в самом начале заболевания, то потом недостатки ранней интубации стали явными, и подход изменился. Многие врачи сейчас признаются, что прибегают к ИВЛ, лишь когда не помогают другие, менее инвазивные методы. Один из таких методов заключается в том, что пациента укладывают на живот – такое положение позволяет легким лучше «проветриваться». Другие ­– оксигенотерапия через носовую трубку и добавление окиси азота, которая призвана улучшить кровоток и кислород в наименее поврежденных частях легких.

Озабоченность у экспертов вызывают не только низкие шансы на выживание при ИВЛ, но и высокая вероятность долгосрочных осложнений после применения этой процедуры: мышечная атрофия, слабость, когнитивные нарушения как побочный эффект применения седации. Все это заставляет врачей менять тактику и прибегать к ИВЛ лишь в случае острой необходимости.

"