Posted 9 января 2022,, 18:00

Published 9 января 2022,, 18:00

Вопрос дня: смогут ли бактерии из космоса убить человечество?

9 января 2022, 18:00
Фото: culture.ru
Профессор инвазионной биологии из Университета Макгилла в Монреале Энтони Риккарди сделал сенсационное заявление: инопланетные бактерии, опасные для человека, могут находиться в различных образцах почвы, доставляемой на Землю из космоса, или на корпусе самого корабля и человечество к этому не готово.

Геннадий Чародеев

Эти слова ученого взволновали коллег-астрофизиков во всем мире, и у многих из них уже созрело свое собственное отношение к проблеме смертельного риска для человечества.

А существует ли вообще такая проблема? Доктор наук из Турции Озге Кахраман Ылыккан в разговоре с журналистами газеты Milliyet, с сожалением заметила, что в космосе пока не обнаружено никаких организмов.

«Если там и есть вид, который мы еще не открыли на нашей планете и, следовательно, о существовании которого мы не знаем, отдельный вопрос заключается в том, насколько он, придя к нам, сможет адаптироваться к жизни на Земле», - рассуждает ученый.

Кроме того, космические аппараты при возвращении на Землю подвергаются воздействию высоких температур, поэтому организмам опять же известных нам форм будет трудно выдержать эти испытания огнем, подчеркнула эксперт.

Поясняя, что при таком сценарии вероятность уничтожения человечества очень невелика, доктор Ылыккан подчеркнула:

«Для этого необходимо много факторов. Например, способность микроорганизма вызывать заболевание человека связана с его адаптацией к жизни в человеческом организме. Если мы представим, что определенный микробный вид, который может жить на другой какой-нибудь планете, адаптировался к жизни там, то, для того чтобы он мог уничтожить человечество, потребуется много времени».

Вместе с тем в ходе некоторых экспериментов на Международной космической станции бактерия под названием salmonella enterica, вызывающая заболевание у людей, после воздействия космического излучения и негравитационной среды (в условиях МКС) усилила свои патогенные способности, отметила доктор Ылыккан. «Это заставляет нас задуматься о том, что в таких средах мутация и адаптация микроорганизмов могут происходить быстрее. Конечно, для подтверждения этой мысли необходимы дополнительные эксперименты и наблюдения», - сказала она.

Для того, чтобы организмы, неконтролируемо переносимые с Земли в космос, могли нанести вред возможной жизни там, они должны адаптироваться к местным условиям жизни. Но даже в этом случае для изменения или повреждения той экосистемы потребуется очень длительное время, добавила исследователь.

Астрофизик, доктор Умут Йылдыз, объясняя биологические риски, связанные с новыми космическими исследованиями, нацеленными на зоны с наиболее высокой вероятностью наличия жизни, также считает, что пока еще нигде, кроме Земли, никаких следов жизни не обнаружено, поэтому говорить о внешнем биологическом риске невозможно.

Отправленный в феврале этого года на Марс корабль Perseverence ищет следы прошлой или настоящей жизни на Красной планете, напомнил доктор Йылдыз.

«Новостей о наличии конкретных следов до сих пор нет. Поскольку мы пока не знаем, как может выглядеть возможный биологический риск, исходящий от другой планеты, на данный момент подготовка плана по защите от него будет осуществляться так же, как мы воспринимаем жизнь на Земле», - сказал исследователь в интервью газете Milliyet.