Posted 8 октября 2021,, 10:59

Published 8 октября 2021,, 10:59

Коронавирус создали в США: в статье Nature от 2015 года все разложено по полочкам

8 октября 2021, 10:59
Ответ на вопрос о том, откуда же взялся коронавирус, похоже, на самом деле должен был быть известен изначально, как только Covid-19 заявил о себе.

Однако пандемия привнесла хаос во все сферы, включая информационную, в связи с чем о сенсационной, с сегодняшней точки зрения, публикации в журнале Nature от 2015 года - по поводу создания американскими учёными в ходе экспериментов с летучими мышами из Китая опасного для человека коронавируса - вспомнили не сразу и не все.

Да, люди науки наверняка скажут, что Nature это вам не Lancet, но всё-таки издание тоже весьма уважаемое, известное. Да и дело здесь вовсе не в статусе СМИ, а прежде всего в самих предоставленных сведениях и дате их публикации. К слову, маленькую заметку, посвящённую статье в Nature, разместила в том же 2015 году и «Российская газета» («Учёные нашли новый смертельный вирус гриппа»).

На фоне того, о чём говорится в материале Nature, заявления американской стороны о непричастности к созданию страшного вируса, выглядят лицемерием.

«Новые Известия» хотят познакомить читателей с этой статьёй под заголовком «Разработанный в лаборатории вирус на основании коронавируса летучих мышей вызывает споры вокруг рискованных исследований». Текст, изобилующий красноречивыми подробностями, был опубликован в Nature 12 ноября 2015 года, автор Деклан Батлер (Declan Butler).

Чёрным по белому в материале говорится следующее:

"Созданный в лаборатории коронавирус, связанный с атипичной пневмонией (SARS), может инфицировать клетки человека.

Эксперимент, в ходе которого была создана гибридная версия коронавируса летучих мышей, связанного с вирусом, вызывающим атипичную пневмонию (тяжелый острый респираторный синдром), вызвал всплеск новых дебатов о том, действительно ли стоит ли идти на такой риск из-за разработок лабораторных вариантов вирусов, имеющих возможный потенциал пандемии.

В статье, опубликованной в журнале Nature Medicine 9 ноября, ученые исследовали вирус под названием SHC014, который был обнаружен у подковообразных летучих мышей в Китае.

Исследователи создали химерный вирус, состоящий из поверхностного белка SHC014 и основы вируса атипичной пневмонии, который был адаптирован для роста на мышах и имитации человеческого заболевания. Эти химеры инфицировали клетки дыхательных путей человека, что доказывает: поверхностный белок SHC014 имеет необходимую структуру, чтобы связываться с ключевым рецептором клеток и инфицировать их. Он также вызывал болезнь у мышей, но не убивал их.

Хотя почти все коронавирусы, выделенные от летучих мышей, не смогли связываться с ключевым человеческим рецептором, SHC014 - не первый вирус, который способен это сделать. В 2013 году исследователи впервые сообщили об этой способности у другого коронавируса, выделенного из той же популяции летучих мышей.

Полученные данные подтверждают подозрения о том, что коронавирусы летучих мышей, способные напрямую инфицировать людей (вместо того, чтобы сначала развиваться в промежуточном животном-хозяине), могут быть более распространенными, чем считалось ранее, говорят исследователи.

Но другие вирусологи задаются вопросом, оправдывает ли вся эта информация, полученная в ходе эксперимента, потенциальный риск.

Хотя степень любого риска трудно оценить, Саймон Уэйн-Хобсон, вирусолог из Института Пастера в Париже, отмечает, что исследователи создали новый вирус, который «поразительно хорошо растёт» в клетках человека.

«Если вирус ускользнёт, ​​никто не сможет предсказать его траекторию», - говорит Саймон Уэйн-Хобсон

СОЗДАНИЕ ХИМЕРЫ

Аргумент, по сути, является повторением дебатов о том, разрешить ли лабораторные исследования, которые увеличивают вирулентность, легкость распространения или диапазон хозяев опасных патогенов - так называемое исследование «усиления функции». В октябре 2014 года правительство США наложило мораторий на федеральное финансирование таких исследований вирусов, вызывающих SARS, грипп и MERS (ближневосточный респираторный синдром, смертельное заболевание, вызываемое вирусом, который спорадически передается от верблюдов к людям).

Последнее исследование уже проводилось до начала моратория в США, и Национальные институты здравоохранения США (NIH) разрешили его проведение, пока оно находилось на рассмотрении агентства, говорит Ральф Барик, исследователь инфекционных заболеваний из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, соавтор исследования. В конечном итоге в NIH пришли к выводу, что эта работа не была настолько сопряжённой с рисками, чтобы подпадать под мораторий, говорит он.

Но Уэйн-Хобсон не одобряет это исследование, потому что, по его словам, оно малополезно и мало раскрывает риск, который дикий вирус SHC014 у летучих мышей на самом деле представляет для человека.

Другие эксперименты в рамках исследования показывают, что вирус у диких летучих мышей должен эволюционировать, чтобы представлять какую-либо угрозу для человека – это изменение, которое может никогда не произойти, хотя его и нельзя исключать. Ральф Барик и его команда реконструировали дикий вирус по его геномной последовательности и обнаружили, что он плохо растет в культурах клеток человека и не вызывает серьезных заболеваний у мышей.

«Единственный результат этой работы - это создание в лаборатории нового искусственного риска», - соглашается с Уэйном-Хобсоном Ричард Эбрайт, молекулярный биолог и эксперт по биозащите из Университета Рутгерса в Пискатауэй, штат Нью-Джерси.

И Эбрайт, и Уэйн-Хобсон - давние критики исследований мутаций с приобретением функции.

В своей статье авторы исследования также признают, что спонсорам исследований стоит подумать дважды, прежде чем разрешить подобные эксперименты в будущем. «Группы научного обзора могут счесть такие исследования создания химерных вирусов на основе циркулирующих штаммов слишком рискованными для проведения», - пишут они, добавляя, что необходимо обсуждение того, «требуют ли эти типы исследований химерных вирусов дальнейшего изучения, учитывая присущие им риски».

ПОЛЬЗА ИССЛЕДОВАНИЯ

Но Барич и другие говорят, что у исследования были свои преимущества. Результаты исследования «переводят этот вирус из нового патогена-кандидата в категорию явной и настоящей опасности», говорит Питер Дашак, соавтор статьи 2013 года. Дашак - президент EcoHealth Alliance, международной сети ученых со штаб-квартирой в Нью-Йорке, которая занимается исследованием вирусов животных и людей в очагах распространения новых болезней по всему миру.

Дашак соглашается, что исследования по тестированию гибридных вирусов на культурах клеток человека и животных моделях ограничены в том, что они могут сказать об угрозе, исходящей от дикого вируса. Но он утверждает, что всё же они могут помочь указать, каким патогенам следует уделять приоритетное внимание для дальнейшего изучения.

По словам Барика, однако, без экспериментов вирус SHC014 все равно не рассматривался бы как угроза.

Ранее на основе молекулярного моделирования и других исследований ученые приходили к выводу у том, что он не может инфицировать клетки человека.

Последняя же работа показывает, что вирус уже преодолел критические препятствия, такие, как способность цепляться за человеческие рецепторы и эффективно инфицировать клетки дыхательных путей человека, говорит он.

«Не думаю, что это можно игнорировать», - отметил Барик. Дальнейшие исследования вируса он планирует провести на обезьянах, в результате чего можно получить данные, имеющие для людей большую актуальность.

Использованная литература:

1 Menachery, V. D. et al. Nature Med. http://dx.doi.org/10.1038/nm.3985 (2015).

2 Ge, X.-Y. и другие. Nature 503, 535–538 (2013)"

Любопытная деталь. В марте 2020 года на странице сайта Nature, где находится эта статья, вышел короткий редакционный комментарий: «Нам известно, что эта история используется в качестве основы для непроверенных теорий о том, что новый коронавирус, вызывающий COVID-19, был создан искусственно. Никаких доказательств того, что это правда, нет; ученые считают, что наиболее вероятным источником коронавируса является животное».

Как говорится – без комментариев.