Posted 8 августа 2019,, 11:05

Published 8 августа 2019,, 11:05

Эликсир молодости не за горами: ученые обнаружили новую причину старения клеток

8 августа 2019, 11:05
Это открытие сможет помочь в борьбе со многими заболеваниями, а также сделать более комфортным и длительным процесс старения

Совместное исследование американских химиков и биологов, результаты которого опубликованы в Журнале биологической химии, может стать ключом для понимания того, как работает механизм старения.

Полученные учеными результаты потенциально открывают новые возможности для эффективного лечения онкологических заболеваний, а также для создания поистине революционно эффективных препаратов для улучшения качества жизни пожилых и старых людей.

Ученые давно пытаются выяснить, что заставляет человеческий организм прекращать создавать новые клетки. Ведь это в свою очередь является одной из основных причин возрастных проблем, которые проявляются в росте таких заболеваний, как артрит, остеопороз и болезни сердца.

«Стареющие клетки являются эффективной противоположностью стволовых клеток, которые обладают неограниченным потенциалом для самообновления или деления», -говорят ученые. «Стареющие клетки никогда не смогут снова начать делиться. Это необратимое состояние остановки клеточного цикла».

Исследователи обнаружили, что стареющие клетки перестают производить химические вещества, называемые нуклеотидами, которые являются строительными блоками для ДНК. Более того, когда ученые взяли молодые клетки и заставили их прекратить производить нуклеотиды, те сразу же начинали стареть и переставали синтезировать ДНК.

«Это означает, что производство нуклеотидов необходимо для сохранения молодости клеток», - считают ученые. «Это также означает, что если бы мы смогли предотвратить эти потери, клетки могли бы стареть медленнее».

До настоящего времени механизмы старения клеток прежде всего изучали в фибробласты - наиболее распространенных клетках, которые составляли соединительную ткань у животных. Теперь же ученые сосредоточились на том, как старение происходит в эпителиальных клетках, которые выравнивают поверхности органов и структур в организме, и на типе клеток, в которых возникает большинство раковых заболеваний.

Нельзя не отметить также и парадоксальный факт: стареющие клетки защищают нас от рака! Когда клетки получают повреждения, которые могут перерасти в раковую опухоль, включается механизм старения, чтобы они прекратили размножаться, а рак не развивался и не распространялся.

«Иногда люди говорят о старении как обоюдоостром мече, о том, что он защищает от рака, и это хорошо», - говорят ученые. «Но это также способствует старению и развитию таких заболеваний, как диабет, сердечная дисфункция и общая дисфункция тканей...»

То есть целью ученых станет теперь не полное предотвращение старения, поскольку это может привести к появлению раковых клеток, но к поиску способа удаления стареющих клеток, чтобы способствовать здоровому старению и улучшению функций организма.

Главное, чтобы эти лекарства не влияли на другие, нормальные клетки – уверены ученые.

Другими словами, речь идет о создании принципиально новых сенолитиков – лекарств, которые смогут устранять стареющие клетки там, где это необходимо. Тогда жизнь пожилых людей и стариков несомненно наладится и продлится.